Skip navigation

Что такое Иларион? Значение слова ilarion, исторический словарь

Значение слова «Иларион» в Историческом словаре. Что такое иларион? Узнайте, что означает слово ilarion - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Иларион

1. Иларион - киевский митрополит . В 1051 году Ярослав Владимирович, «не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвовать»(Татищев), собрав епископов, поставил Илариона в митрополиты, «русского родом». Иларион известен и как один из основателей Киево -Печерского монастыря. Он служил пресвитером в церкви святых апостолов в с. Берестовое. Известен был как « человек благородный, книжный и постник». Для уединения Иларион выкопал себе пещерку в берегу Днепра , где и проводил время в молитвах . Там князь Ярослав и познакомился с Иларионом. Очевидно, Иларион так понравился князю, что тот назначил его митрополитом. А в Иларионовой пещерке через некоторое время поселяется Антоний , от которого и пошел Киево-Печерский монастырь. Иларион известен как автор ряда церковных произведений, из которых наиболее знаменитое « Слово о Законе и Благодати ». ПВЛ: 104,105,304,305;Татищев: 79,271,312; НПЛ: 16,163,181,473,481.

2. Иларион – (гг. рожд. и смерти неизв.) - первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051 - 1055 гг.). По выражению летописца, Иларион "муж благ, книжен и постник", выкопал небольшую пещеру для уединения и молитвы, ставшую местом основания Киево - Печерского монастыря. Был талантливым писателем. Ему принадлежат сочинения " Слово о Законе и Благодати ", "Исповедание веры", "Молитва". Эти произведения представляют собой образцы высокого красноречия, объединяющие в себе политические, церковные, историко - философские воззрения Илариона. Подчеркивал заслугу великого князя киевского Владимира I в свободном выборе веры и крещении Руси считал этот подвиг равный апостольскому. После смерти своего покровителя Ярослава Мудрого константинопольский патриарх сместил его с митрополичьей кафедры. Удалился в Киево - Печерский монастырь.

3. Иларион – (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер : "Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии". "Муж благ, книжен и постник", по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое " Слово о Законе и Благодати ", ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа - "глас радования" православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные "Слову", мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества. Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само " Слово " является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание " русский народ ", а не обычное для того времени понятие "Русская земля ". В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу - истоки русской соборности, "собранности" вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге . Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственный идеал Православия. " Благодать же и истина всю землю исполни, - возвещал митрополит, - и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского... Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства". Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы - так было положено начало образованию русской православной государственности. Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: "...Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего - взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую". Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: "И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь , заповеданный Им". Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, "спотыкавшегося" ранее "на путях погибели" (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне "во всех домах своих" восклицающего: " Христос воскресе из мертвых!" Эти-то, славящие Христа, и молят Бога "еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им", то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности. Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания - сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, "святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая". Здесь - корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности. Молитва Илариона, помещенная в конце "Слова", возносимая им "от всея земли нашея", как бы подводит итог сказанному: "Не оставь нас, - взывает к Богу Иларион, - хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой... Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо , но скажи нам: "не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство" (Лк. 12:32)... Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои... Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения , но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе... Поэтому простри милость Твою на людей Твоих... владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси". Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ - стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания: "Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи" (Сир. 2:1-2). Иларион недолго занимал митрополичий престол , так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил. Это ли или что другое сыграло свою роль , мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит - грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево -Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству "Повести временных лет", "ископа печерку малу двусажену" на берегу Днепра на месте, где "бе... лес велик ", и в ней, " приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне". В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия , пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст. ст. Митрополит Иоанн (Снычев)

4. Иларион – первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. " Слово о законе и благодати " - памятник древнерусской литературы. Патриотическая апология деятельности русских князей ( Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и др.), воспевание Русской земли ("ведома и слышима всеми четырьми копци земли").

5. Иларион – (в миру Василий Александрович Троицкий) (1866-1929), архиепископ Верейский с 1923. Один из ближайших помощников патриарха Тихона . Неоднократно подвергался арестам и ссылкам , несколько лет находился в Соловецком лагере особого назначения.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Иларион» в других словарях:

Иларион

- Древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оцени... и еще 2 определения
Энциклопедический словарь

Иларион

- (кон. X - нач. XI в. - ок. 1054/1055) - идеолог древнерус. христианства, митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель , ма...
Философский словарь

Иларион

- Иларион - митроп. киевский. Сведения о нем скудны. Известно только,что он был родом русский, одно Время был священником в княже...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Связанные понятия: