1. Фома – (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Ин 11.16; 14.5; 20.24,26-28; 21.2; Деян 1.13)-один из двенадцати Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге совершенно преданный Христу. За свое недоверие и желание все проверить самому он прослыл во всем мире как Фома Сомневающийся (по-русски: неверующий) и лишился того блаженства, которое имеют не видящие, но верующие во Христа (Ин 20.29; 1Пет 1.8). (См. Апостол)
2. Фома - в христианстве один из двенадцати апостолов. Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус Христос, и он отказывается поверить в воскресение Христа, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста. Несколько дней спустя Христос вновь приходит к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на своём теле, укоряя его: Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие.
3. Фома – т е. близнец, один из двенадцати апостолов (Мат. 10-3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13) Евангелие от Иоан -на отмечает три черты, выявляющие его характер. В Иоан. 11:16 он видит опасность, но все-таки готов следовать на смерть за своим Наставником. В 14:5, он сомневался, как ученики могут знать путь, не зная, куда идет Наставник. В 20:25, услышав о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, он требовал осязательных доказательств для того, чтобы поверить в невероятное, т.е. увидеть живого Христа, крестный образ Которого врезался в его сердце. Неделю спустя Воскресший Господь явился ученикам и предложил Фоме вложить перст в Его раны, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие (ст. 26 и дал). Фома присутствовал также при явлении Христа у Тивериадского озера (21-2 и дал.). Фома обладал склонной к скептицизму натурой и видел часто во всем лишь темные стороны, но в то же время был беззаветно предан своему Наставнику. Он не удовлетворился свидетельством других о дивном факте воскресения, которое в его представлении, как и в представлении прочих учеников, являлось чем-то странным и невероятным: о«, как и прочие ученики, нуждался в осязательных доказательствах, которые они и получили; на это указывает Иоанн в 1 Иоан. 1:1. Чем более размышляешь об этом, тем яснее становится тщетность попыток некоторых безумцев объяснить воскресение Христа самообманом, например, Ренан пытается уверить своих читателей, что выдумка о воскресении Христа принадлежит Марии Магдалине», и что «после Иисуса Мария Магдалина более всего сделала для основания христианства» — Пример Фомы учит нас противоположному.
4. Фома – писатель 15 в., инок . Автор "Слова похвального" (около 1453) о тверском великом князе Борисе Александровиче, отражающего время последнего возвышения Твери в борьбе за создание единодержавного русского государства.