Skip navigation

Что такое Цы? Значение слова ci, исторический словарь

Значение слова «Цы» в Историческом словаре. Что такое цы? Узнайте, что означает слово ci - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Цы

1. Цы – жанр китайской лирики. Стихи пишутся на определенные мелодии, имеют строки разной длины. Возник во второй половине VIII в. на основе народного песенного творчества. Расцвет в Х-ХП вв. Стихи в жанре Ц. – главным образом пейзажная или интимная лирика, для них характерны созерцательность, обилие намеков.

2. ЦиКитайские княжеские династии, правившие в 1122 -221 гг. до Р. Х. в княжестве Ци. Родоначальником старшей ветви князей Ци был некто Люй Шан - главный советник знаменитых чжоуских правителей Вэнь-вана и его сына У-вана. После разгрома войск Шан при Муе (в 1122 г. до Р. Х.), когда У-ван стал фактически правителем Китая, он в благодарность за службу сделал Люй Шана (который стал именоваться Тай-гуном) князем Ци. Прибыв в свои владения, Тай-гун мудрым управлением сумел добиться процветания Ци, которое стало при нем крупным княжеством со столицей в Инцю. Праправнук Тай-гуна, Ай-гун, был оклеветан перед императором И-ваном, и тот велел в 892 г. до Р. Х. сварить его живьем, а престол передать младшему брату казненного Ху-гуну. Он перенес столицу княжества в город Богу. Его младший брат, княжич Шан, в 858 г. до Р. Х. поднял мятеж в Инцю, вместе с его жителями убил Ху-гуна и захватил власть . Это был Сянь-гун. При нем столица была перенесена из Богу в город Линьцзы. Внук Сянь-гуна, Ли-гун, был жестоким и бесчеловечным. В 816 г. до Р. Х. цисцы восстали и убили его. Новая смута возникла в княжестве в начале VII в. до Р. Х. Пра-правнук Ли-гуна, Си-гун, очень любил своего племянника У-чжи и хотел завещать ему престол . Однако в 698 г. до Р. Х. к власти пришел сын Си-гуна, Сянь-гун. Он был человеком безнравственным, совершал без всякого повода многочисленные убийства, развратничал с чужими женами и не раз обманывал своих высших сановников. Многие из них из-за этого сделались сторонниками У-чжи. В 685 г. до Р. Х. У-чжи вместе с сообщниками напал на дворец двоюродного брата и убил его. Он провозгласил себя циским князем, но вскоре сам был убит жителями Юнлиня, которые за что-то злились на него. К власти пришел тогда младший брат Сян-гуна, Хуань -гун. Он провел в своем княжестве военную и административную реформу, позволившую создать сильную армию. (Суть ее заключалась в том, что пять семей образовывали единицу гуй, выделявшую пять солдат , причем весь этот пяток был связан круговой порукой и сообща нес ответственность в случае непредставления должного числа солдат.) В 684 г. до Р. Х. Хуань -гун напал на княжество Тань и уничтожил его. В 681 г. до Р. Х. он нанес поражение княжеству Лу. После этого Ци стало сильнейшим княжеством Восточного Китая, а Хуань-гун был признан чжухоу (владетельными князьями) их гегемоном. ( Современники прославляли мудрость и справедливость Хуань-гуна, а он всеми силами старался поддерживать эту репутацию. У Сыма Цяня есть о нем интересный анекдот. Однажды правитель княжества Янь, провожая Хуань-гуна, заехал на территорию циских земель. Хуань-гун сказал: "Исключая проводы Сына Неба (то есть императора ), владетельные князья , провожая друг друга, не покидают предела своих земель. Я не могу не соблюдать этого правила в отношении княжества Янь". После этого он разграничил их земли по рву, отрезав княжеству Янь земли до того места , до которого доехал его правитель.) После смерти Хуань-гуна в Ци наступила пора смут. Гун имел трех законных жен, но ни одна из них не родила ему сына. Хуань-гун любил обитательниц внутреннего дворца, у него там было много фавориток, шестеро из которых находились на положении жен. Из шести княжичей, их сыновей, Хуань-гун избрал Чжао и объявил его своим наследником. Однако в 643 г. до Р. Х., когда Хуань-гун заболел, остальные пять княжичей также стали помышлять о престоле. Каждый из них создал свою группу сторонников с целью борьбы за власть. Едва Хуань-гун умер, княжичи стали нападать друг на друга. В результате дворец князя опустел, и никто не осмеливался положить мертвого в гроб. Наконец на 67-й день сановники И-я и Шу-дао, перебив многих противников, возвели на престол княжича У-гуя. Только тогда Хуань-гун был погребен. (К этому времени черви из его тела уже стали выползать из дверей покоев.) Но У-гуй правил всего три месяца. Объявленный наследником Чжао бежал в Сун. Сунский Сян-гун возглавил войска чжухоу и в сопровождении княжича выступил против Ци. Тогда цисцы испугались и убили У-гуя. Чжао взошел на престол. Это был Сяо-гун. Он правил десять лет. После его смерти в 633 г. до Р. Х. у власти встал его младший брат Чжао-гун. При нем гегемония перешла от Ци к Цзинь . Но цисцам было не до того, чтобы отстаивать свои былые прерогативы. После смерти в 614 г. до Р. Х. Чжао-гуна его младший брат Шан-жэнь убил наследника Шэ и сам стал правителем. Это был И-гун. Он был человеком высокомерным и несправедливым. В 609 г. до Р. Х. двое приближенных убили его во время прогулки. Цисцы пригласили занять престол младшего княжича Юаня, скрывавшегося до этого в княжестве Вэй. Это был Хуэй-гун. При нем в 589 г. до Р. Х. между Ци, с одной стороны, и княжествами Цзинь, Лу и Вэй - с другой началась большая война . В сражении при Ань цисцы потерпели поражение, после чего их княжество окончательно утратило положение гегемона. Сын Хуэй-гуна, Лин-гун, в 555 г. до Р. Х. еще раз потерпел сокрушительное поражение от Цзинь. Цзиньцы осадили столицу Линьцзы, но взять ее не смогли. От своей законной жены Лин-гун имел старшего сына Гуана. Однако он объявил наследником своего сына от наложницы Я. Но едва Лин-гун умер, Гуан убил наследника Я и овладел престолом. Это был Чжуан-гун. На пятый год правления он соблазнил жену своего главного советника Цуй Чжу. Цуй Чжу разгневался и организовал убийство своего повелителя во время одного из свиданий. У власти он поставил его младшего брата Чу-цзю. Это был Цзин-гун. Он правил долго , но делами занимался мало - увлекался сооружением дворцов и палат, собирал собак, лошадей и предавался роскоши. По его приказу постоянно увеличивали налоги и усиливали наказания. Умирая, он объявил в 490 г. до Р. Х. своим наследником младшего сына Ту, рожденного от наложницы, хотя и имел старших законных сыновей. Это был Янь Жу-цзы. Спустя несколько месяцев Тянь Ци, один из советников умершего гуна, выступил против его преемника и возвел на престол его старшего брата Ян-шэна. Это был Дао-гун. Янь Жу-цзы сослали в Тай и по дороге убили. Но в 485 г. до Р. Х. сам Дао-гун был убит заговорщиками. Цисцы поставили у власти его сына Жэня. Это был Цзянь-гун. При нем огромную силу и влияние на дела приобрел род Тянь, который сумел отстранить от власти всех своих соперников. В 481 г. до Р. Х. люди из рода Тянь убили Цзянь-гуна и возвели на престол его младшего брата Ао (Пин-гуна). Но последний не имел уже никакой реальной власти. Глава Тяней Тянь Чан стал его первым советником и захватил в свои руки управление княжеством. Сын и внук Пин-гуна - Сюань-гун и Кан-гун - были столь же бессильны. Между тем в 386 г. до Р. Х. правнук Тянь Чана, Тянь Хэ, был возведен императором в ранг чжухоу. Он выделил Кан-гуну город на берегу моря и выселил его из столицы. В 379 г. до Р. Х. Кан-гун умер. На нем пресекся род Люй, и власть в Ци перешла к роду Тянь. Внук Тай-гуна Вэй-ван принял царский титул вана. При нем княжество Ци вновь усилилось и стало гегемоном. Внук Вэй-вана, Минь-ван, какое-то время именовал себя императором, но потом отказался от этого титула. И в самом деле, именно при нем по гегемонии Ци был нанесен сокрушительный удар. В 284 г. до Р. Х. правители Янь, Цинь , Чу, Чжао, Хань и Вэй, объединившись, разбили цисцев на западном берегу Цзиншуй. Яньцы после этого вступили в столицу Линьцзы и разграбили все сокровища княжества Ци. Минь-ван бежал в малое Вэй, но вел себя заносчиво, и вэйцы прогнали его. В том же году он был убит чуским полководцем Нао Чи. Его сын Фа-чжан вынужден был скрываться в княжестве Цзюй и влачил жалкое существование . После ухода врага цзюйцы поставили Фа-чжана у власти. Это был Сян-ван. В 279 г. до Р. Х. он смог вернуться в свою столицу Линьцзы. Однако былое могущество Ци было навсегда утеряно. Гегемония окончательно перешла к Цинь, которое стало неуклонно теснить всех своих врагов. В этом противостоянии цисцы поначалу имели большое преимущество перед другими. Земли Ци располагались на самом востоке страны. Между ним и Цинь лежали княжества Чу, Хань, Вэй, Чжао и Янь. Каждое из них искало поддержки у Ци. Поэтому, помогая им, циский ван мог легко противостоять Цинь, не испытывая при этом тягот войны . Чтобы преуспеть в своих захватнических планах, циньские ваны должны были изменить политику Ци. Это стало возможным, когда ваном там стал сын Сян-вана, Цзы. Первым советником при нем был Хоу Шэн, который регулярно получал крупные подношения золотом от циньского правителя. Многих людей он отправлял в Цинь в качестве гостей. Циньский ван дарил им много золота, и, возвратившись в Ци, все они становились агентами Цинь. Они убеждали циского вана покинуть союзников, во всем полагаться на дружбу с Цинь и, не заботясь о поддержке западных соседей, наслаждаться миром и покоем. Цзянь-ван последовал этому совету и тем предопределил печальный конец своего царства. В 228-225 гг. до Р. Х. циньцы, воспользовавшись бездействием Ци, завоевали княжества Хань, Вэй и Чжао. Пределы их царства продвинулись далеко на восток и стали граничить с Ци. Затем было покончено с Чу, а в 221 г. до Р. Х. циньцы внезапно напали на Ци. По совету Хоу Шэна Цзянь-ван сдался правителю Цинь без боя. После этого княжество Ци было ликвидировано.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Цы» в других словарях:

Цы

- Жанр китайской лирики. Стихи цы пишутся на определенные мелодии,имеют строки разной длины. Возник во 2-й пол. 8 в. на основе народ...
Энциклопедический словарь

Цы

- Буква, см. в начале ц. | Камч. окрик на собак: стой! Цыма, южн. окрик на собаку: прочь, вон, не тронь!.
Словарь Даля

Ци

- Ци - в древнекитайской философии первоматерия, или материальная сила, обладающая двумя формами - Инь и Янь..
Религиозный словарь

Ци

- ( КИ, ЧИ-кит.): букв. пневма , эфир , газ, атмосфера, дыхание, жизненная сила , энергия , материя – одна из основных категорий к...
Философский словарь

ци

- С. "ли, разве, или, если", только др.-русск. (Жит. Нифонта, XIII в., Лаврентьевск. летоп. и др.; см. Срезн. III, 1439 и сл.; Вондр...
Этимологический словарь Фасмера