Skip navigation

Что такое Чжоу? Значение слова chjou, исторический словарь

Значение слова «Чжоу» в Историческом словаре. Что такое чжоу? Узнайте, что означает слово chjou - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Чжоу

ЧжоуКитайская императорская династия , правившая в 1122 -249 гг. до Р. Х. Племя Чжоу (название которого было потом перенесено на занимаемую им территорию и дало имя правившей здесь княжеской династии) пришло в речные долины Центрального Китая с запада. Родоначальником княжеского рода Чжоу считался некий Ци (известный по своему посмертному титулу как Хоу-цзи), который занимал должность управителя земледелия при легендарном императоре Яо (правил в XXIV-XXIII вв. до Р. Х.). Его потомки были вождями племени Чжоу на протяжении многих поколений. Один из них - Дань -фу в начале XIII в. до Р. Х. получил княжеский титул гун. Тогда же земли, занимаемые племенем Чжоу в Цишани, были официально признаны его наследственными владениями. По свидетельству Сыма Цяня, именно Дань-фу, получивший посмертный титул Гу-гуна, отверг обычаи кочевников: он стал строить города , окруженные стенами, и предместья вокруг них, сооружал здания и дома и расселял в них народ . При нем чжоусцы перешли к земледелию. Своим наследником Гу-гун объявил младшего сына Цзи-ли (получившего потом титулы Гун-цзы и Ван-цзы). Старшие братья Тай-бо и Юй-чжун, не желая, чтобы подданные вопреки воле их отца провозгласили их князьями, бежали в земли Цзин (на самый юг Китая) и отреклись от власти. (От них вела свое происхождение боковая ветвь рода Чжоу - княжеская фамилия У). При Гун-цзы княжество Чжоу стало одним из самых могущественных в Шанской империи. Он много воевал, побеждал соседние племена, усмирял врагов Шан и строил Новый? Узнать в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Новый - это...'>новые города. Император Тай-дин (правил в начале XII в. до Р. Х.) даровал Гун-цзы почетный титул бо, но потом велел его умертвить. Ему наследовал сын Чан (который более известен под титулом Си-бо ("Повелитель Запада"). (См. о нем в жизнеописании последнего шанского императора Чжоу-синя.) Чан еще более возвысил род Чжоу. Почти за полвека своего правления он заметно увеличил пределы княжества и перенес столицу из района Цишань на восток , во вновь отстроенный город Фэн (неподалеку от современной Сиани). За несколько лет до смерти Чан принял титул вана ("Государь? Узнать в Словаре Даля. Государь - это...'>государя"), который кроме него носил только император, и стал именоваться Вэнь-ваном ("Просвещенным правителем"). В последующие века Вэнь-вана почитали как одного из величайших мудрецов древности, много сделавшего для процветания своего государства. Косвенным образом такую высокую оценку подтверждают и данные археологии. Они свидетельствуют о том, что как раз в правление Вэнь-вана чжоусцы сделали огромный шаг вперед в своем экономическом и культурном развитии. После его смерти (в 1135 г. до Р. Х.) власть над Чжоу принял его сын У-ван. В 1122 г. до Р. Х. он выступил против императора Чжоу-синя и разгромил его армию в битве при Муе. Однако У-ван не положил конец династии Шан. Он поставил у власти сына свергнутого (и покончившего с собой) Чжоу-синя, У-гэна, поручив надзор за ним двум своим младшим братьям Гуань Шу-сяню и Цай-шу. Совсем низложить династию Шан У-ван не решился, поскольку, так же как его отец, считал это большим грехом. До самой смерти он пребывал в состоянии политической двусмысленности - глава государства по сути, он по имени оставался подданным бессильного У-гэна. У-ван все время находился в ожидании, что Небо дарует знак своего расположения к нему и его потомкам (и тогда Чжоу могли бы прийти на смену старой династии), но такого знака при его жизни так и не последовало. В 1115 г. до Р. Х. У-ван умер, и престол перешел к его сыну Суну; это был Чэн-ван. Поскольку новый государь был еще мал, а дом Чжоу только что утвердился у власти, младший брат У-вана, Чжоу-гун, испугался, что владетельные князья взбунтуются, и взял власть в свои руки. Тогда Гуань-шу, Цай-шу и другие младшие братья У-вана, подозревая Чжоу-гуна в стремлении захватить престол , совместно с У-гэном подняли мятеж против Чжоу. Чжоу-гун, заручившись повелением Чэн-вана, выступил против мятежников. Война продолжалась три года и закончилась новой решительной победой Чжоу над Шан. Чжоу-гун казнил У-гэна и Гуань-шу и сослал Цай-шу. Вторичное поражение шанцев было расценено всеми современниками как знак явного расположения Неба к Чжоу. С этого времени легитимность новой династии уже ни у кого не вызывала сомнения, и она прочно утвердилась у власти. Чтобы обезопасить своих потомков на будущее от новых мятежей шанцев, Чжоу-гун часть их переселил во вновь образованное княжество Сун, часть - в княжество Вэй, а часть - в свой собственный наследственный удел Лу. Значительная часть шанцев, причем наиболее квалифицированная, оказалась в районе реки Ло, где под руководством Чжоу-гуна была построена новая столица Чжоу - город Лои (Чэнчжоу). В результате всех этих перемещений шанцы вскоре слились с местным населением и перестали существовать как единая этническая общность . Однако сильная центральная власть в Чжоу существовала не более столетия. Уже при внуке Чэн-вана, Чжао -ване, в управлении страной, по словам Сыма Цяня, стали проявляться слабости и изъяны. Предоставив чиновникам заниматься государственными делами, император посвящал все свое время исключительно охоте. При нем впервые удельные князья стали позволять себе своеволия и насилия. Чжао-ван погиб во время похода против отпавших инородцев мань на юге Китая. Его сыну Му-вану пришлось подавлять сепаратистское выступление князя Чу, который самовольно присвоил себе титул "вана" (государя). В последующие годы князья становились все более независимыми. При внуке Му-вана, беспечном и легкомысленном И-ван Цзяне, дела царского дома пришли в такой упадок, что стихотворцы стали сочинять о нем сатиры . При его внуке Ли-ване чуский князь вновь присвоил себе царский титул и объявил себя независимым. Однако Ли-ван не преследовал узурпатора , так как не имел для этого достаточно сил. Пишут, что этот государь был жесток и бесчеловечен, предавался излишествам и проявлял высокомерие. Главный смотритель его двора , Жуан-гун, зная о любви государя к деньгам , всеми правдами и неправдами вымогал их у вельмож и простого народа. Чжухоу (владетельные князья) не любили Ли-вана и не являлись к его двору. В 841 г. до Р. Х. подданные восстали против императора и изгнали его в Чжи. Власть в государстве перешла к двум советникам - Чжао-гуну и Чжоу-гуну, которые правили вместе (это правление был названо Гун-хэ, что значит "общее согласие "). В 827 г. до Р. Х., когда Ли-ван умер в Чжи, советники возвели на престол его сына Сюань-вана и провозгласили его императором. В 789 г. до Р. Х. войска Сюань-вана были наголову разбиты кочевниками-жунами у Цяньму. Сюань-ван набрал новое войско, выступил против врага и изгнал жунов из Китая. Это было последнее крупное деяние императорского дома Чжоу. Сын Сюан-вана, Ю-ван, на третьем году своего правления (в 779 г. до Р. Х.) страстно влюбился в простую девушку Бао-сы. Он удалил свою прежнюю жену-государыню из рода Шэнь вместе с ее сыном И-цзю, сделав старшей женой Бао-сы, а ее сына Бо-фу провозгласил своим наследником. Отец прежней жены Шэнь-хоу не стерпел оскорбления и вместе с западными варварами цюаньжунами напал на Ю-вана. Император призвал на помощь владетельных князей, но никто не явился на его зов. Армия Ю-вана была разбита у горы Лишань (в 771 г. до Р. Х.). Победители овладели западной столицей империи Цзучжоу (расположенной в родовых владениях Чжоу) и разрушили ее. Ю-ван был схвачен и убит. После этого владетельные князья, соединившись с Шэнь-хоу, возвели на престол прежнего наследника - старшего сына Ю-вана. Это был Пин-ван. Сделавшись императором, Пин-ван в 770 г. до Р. Х. переехал на восток в Лои (в Чэнчжоу), так как в старой разоренной и разрушенной столице он не чувствовал себя защищенным от нападения жунов. Земли, искони принадлежавшие роду Чжоу, он отдал князю Цинь , поручив ему защиту западных границ империи от вторжений усилившихся жунов. Во время правления Пин-вана Чжоуский дом окончательно ослаб и сохранил реальную власть лишь в небольшом домене вокруг Лои. Сильнейшие князья перестали считаться с императором. В последующие века постепенно возвысились могущественные княжеские дома Ци, Чу, Цинь и Цзинь . Именно они во многом стали определять политическую жизнь страны. Что же касается чжоуских ванов, то роль их в событиях последующей эпохи была настолько ничтожной, что о них почти не упоминают китайские хроники. В 256 г. до Р. Х. последний император Чжоу по имени Нань-ван, не имея сил для борьбы со своим могущественным вассалом - правителем Цинь, решил отказаться от престола, лишь бы сохранить жизнь и свободу. Он явился к циньскому князю Чжао-сян-вану и формально передал ему все свои владения, после чего получил позволение возвратиться в столицу и жить в ней, отказавшись от всяких претензий на административную власть. Но на обратном пути в том же году Нань-ван умер. Так как он не оставил после себя детей, то с его смертью династия Чжоу пресеклась.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Чжоу» в других словарях:

Чжоу

- Название эпохи в истории Др. Китая и китайской династии 1027-256(по другим данным, 249) до н. э. Эпоха Чжоу ознаменовалась подъемо...
Энциклопедический словарь