Skip navigation

Что такое Бог? Значение слова bog, исторический словарь

Значение слова «Бог» в Историческом словаре. Что такое бог? Узнайте, что означает слово bog - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Бог

1. Бог – — одно из основных понятий любой религии, сверхъестественное существо или нечто, обладающее высшим разумом, управляющее миром и создавшее его. В представлениях монотеизма каждый из богов имеет власть над частью мирового целого. В теизме единому Б. принадлежит абсолютная власть над миром, всемогущество. Вера в Б. — основа всякой религии.

2. Бог -этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт 1.27; 2.7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, ни постигнуть не в состоянии (Иов 11.7). Но нам дано видеть Его дела (Вт 4.35; Деян 17.28; Рим 1.20). И людям Бог на протяжении веков открывался под разными именами. В первой главе Библии мы встречаем только имя Бог, которое в еврейском тексте записано как Элоим (мн. от Эль, сила). Этим именем Священное Писание показывает Бога Всесильный в Словаре Ожегова'>всесильным Творцом и Вседержителем. Но уже во второй главе мы встречаем имя Господь (Иегова, то есть Сущий, см. Исх 3.14) и это потому, что был сотворен человек. Разницу эту можно понять, например, из рассмотрения следующих мест: «...как повелел ему Бог (Элоим). И затворил Господь (Иегова) за ним...» (Быт 7.16); или «...ныне предаст тебя Господь (Иегова) в руку мою...и узнает вся земля, что есть Бог (Элоим) в Израиле» (1Ц 17.46); или «...Господь (Иегова) помог ему, и Бог (Элоим) отвел их от него...» (2Пар 18.31); или, наконец, из сравнения 1Кор 5.13 и Евр 10.30; 1Пар 21.13 и Евр 10.31. Другими словами, Бог есть Господь для избранных Своих, а для всех остальных Он есть только Всесильный Бог. В 3 в. до РХ в обиход вошло имя Бога Адонаи (что также значит Господь, Владыка-от слова «дан», судья), которое евреи употребляли вместо имени Иегова при чтении священных текстов. Кроме указанных имен в еврейском тексте Священного Писания встречаются еще следующие два имени Бога: Елион (означающее Всевышний, как например, в таких словах: «...поднимаю руку мою к Господу Богу (Елион)...», Быт 14.22) и Шаддаи (означающее Всемогущий, например: «...явился... с именем Шаддаи», Исх 6.3). Пс 90.1 в оригинале выглядит так: «Живущий под кровом Всевышнего (Елион), под сению Всемогущего (Шаддаи) покоится. Говорит Господу (Иегове): «...Бог (Элоим) мой»...» Кроме этих имен Божиих Библия приводит также следующие определения или характеристики Божии (которые иногда называются именами): - дух (Ин 4.24), - мститель (Наум 1.2), - огонь поядающий (Вт 4.24; Ис 33.14; Евр 12.29), - ревнитель (Исх 34.14; Вт 6.15; Наум 1.2), - Саваоф (см.), - свет (1Ин 1.5), - страх Исаака (Быт 31.42,53), - Судия (Иов 23.7), - Творец (Иов 4.17; Пс 94.6; Рим 1.25), - Утешитель (Ис 51.12). В Новом Завете Бог является в Сыне Своем Иисусе Христе (Ин 1.18). (См. также Адонаи, Господь, Иегова, имя, Сын Божий).

3. Бог – Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности — Элохим и Иегова. Элохим есть множественное число от Эль или Элоах (араб. Аллах). Элоах — позднейшая поэтическая форма (Неем. 9:17; 4 Цар. 22: 15 евр. текст). Также встречаются Элом, мой Бог, и более короткая форма — Эль, например, Эль-Шаддай (Бог Всемогущий); под этим именем Бог открывался патриархам — (Быт. 17:1; 28:3); обрати внимание на Исх. 6:3: «Являлся Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Эль-Шаддаи» (Бог Всемогущий), а с именем «Иегова» (Господь) не открылся им». Слова Эль, Элоах и Элохим буквально означают Могущественный» (от одного корня с евр. словом аль — Сильный) или же «достойный почитания», «достойный поклонения» от корня алах, (арабск. алиха), обозначающего, — бояться или почитать; имя же Иегова, т. е. Сущий, вечно неизменяемый, изображает Его, как Бога завета, являющего Себя в делах благодати. ПРИМЕЧАНИЕ: Еврейское слово Иегова, вероятно, особенная форма будущего времени от глагола хавах, т.е. быть «иехвех», т.е. «Он существует» — так Бог называет себя в Исх. 3:14: «Я есмь Сущий», или просто «Я есмь», или также (будущ. хифиль) «иахвех», т. е. «Он дает существование», следовательно, — дающий жизнь. Неизвестно, как понимали евреи это слово: происходящим от иехвех, или от иахвех, так как они считали это имя настолько святым, что никогда не произносили его. Везде в еврейской Библии, где встречается это таинственное слово (Ихвх) евреи читают Адонаи (Господь). Но если в еврейском тексте Библии написано Адонаи , то они читают Адонаи Элохим (Господь Бог), напр., в Ис. 50:4 и далее. Слово в раввинских сочинениях называется «имя», «четырехбуквенное имя», «особенное имя» и т.д. Такое почитание этого имени происходило от неправильного понимания Лев. 24:16, согласно которому верили, что одно только произношение этого имени Бога было преступлением, заслуживающим смерти. Слова Эль и Элохим (могущественный или достойный почитания), обозначавшие Божественную сущность, употребляются чаще, чем слово Иегова, обозначающее Бога завета. Имя Иегова никогда и никому не приписывается кроме одного Бога. Слова же Эль и Элохим применяются также духам и даже ложным богам, лицам, имеющим дарованную Богом власть. «Вижу как бы Бога (Элохим) выходящего из земли», сказала волшебница в Аэндоре Саулу (1 Цар. 28:13). Слово «ангелами» в Пс. 8:6 по-еврейски выражено словом «Элохим». (Срав. Пс. 81:1,6; Пс. 96:7). В Исх. 4:16 сказано, что Моисей будет вместо Бога для Аарона, и в 7:1 «Господь сказал Моисею: смотри Я поставил тебя богом фараону». В Исх. 21:6; 22:8 «пред богов или «пред судей», т. е. власть имущих. В Иез. 31: 11 Навуходоносор назван «властителем (евр. Эль) народов» и т. д. Наконец, надо отметить еврейские выражения, где слово Бог употребляется в соединении с различными предметами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Так, напр., ужас в 1 Цар. 14:15 называется «ужас великий от Господа». В Пс. 35:7 мы встречаем «горы Божий», т. е. самые высокие горы, а Пс. 79:11 «кедры Божий», т.е. высокие кедры. У Ионы 3:3 говорится о Ниневии городе великом у Бога»; про Нимрода сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом» (Быт. 10:9). В Новом Завете также остался след такого рода выражений; так, напр., в Деян. 7:20 про Моисея «он был прекрасен перед Богом», т.е. что он был чрезвычайно красив. Словом Элохим называются также иногда языческие боги и богини, напр., в 3 Цар. 11:33. Когда же это слово обозначает истинного Бога, то к ему присоединяется определенный артикль «ха», ха-елохим, со сказуемым в единственном числе; множественное же число имени Бога показывает полноту существа, или многообразие силы, троичность лиц, а употребляемое с глаголом в единственном числе обозначает единство существа. Так в Быт. 1:1 говорится, что Элохим (мн. ч.) сотворил (един, ч.) и т.д. В виде исключения, слово Элохим (Бог) встречается с глаголом во множественном числе во 2 Цар. 7:23.

Исторический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Бог» в других словарях:

Бог

- В религиозных верованиях сверхъестественное существо; вмифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховнуювла...
Энциклопедический словарь

Бог

- М. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенн...
Словарь Даля

Бог

- Бухгалтеp,кассиp.
Словарь воровского жаргона

Бог

- Верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ.
Словарь Ожегова

Бог

- Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог являе...
Религиозный словарь

Бог

- Господьсоздательтворец.
Словарь синонимов

Бог

- — иллюзорный образ , наделенный сверхъестеств. свойствами, являющийся гл. объектом поклонения почти во всех религиях . Во всех р... и еще 8 определений
Философский словарь

Бог

- Р. см. Южный Буг.
Словарь географических названий

Бог

- Бог. - Во всех религиях существует представление о Б. или о богах(кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от п...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

бог

- I I. укр. бiг, род. п. бога, ст.-слав. богъ, болг. бог, сербохорв. бог, род. бога, словен. bog, чеш. buh, род. п. boha, польск....
Этимологический словарь Фасмера

бог

- , бога, ·муж. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуютс...
Толковый словарь Ушакова

бог

- Бог - Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт.1:1 , Иоан.1:1 ) имеет в ·свящ. Писании различные наименования; таковы в...
Библейская энциклопедия

Связанные понятия: