Skip navigation

Что такое Гейнсборо? Значение слова geinsboro, энциклопедический словарь

Значение слова «Гейнсборо» в Энциклопедическом словаре. Что такое гейнсборо? Узнайте, что означает слово geinsboro - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гейнсборо

1. Гейнсборо – (Gainsborough) Томас (1727-1788) - английский живописец. Полныеодухотворенности и лиризма портреты ("Голубой мальчик", ок. 1770;"Утренняя прогулка", 1785) и пейзажи ("Телега со жнецами", ок. 1771)отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.

2. Гейнсборо – (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 - Садбери, Суффолк - 2августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейшийпортретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младшийсын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отцаотпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематическогохудожественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некотороевремя учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившегоего со стилем французского рококо. Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство сголландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор.Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче.Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции,изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающихпровинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой",около 1749, Галерея Тейт, Лондон; "Мистер Браун с женой", 1754/55).Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо понастроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("СадГейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Батеи Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборопереезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремиласьреспектабельная публика. Художник работает в имениях столичныхаристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимисятам работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментомего творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя изнатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("ПортретАбеля", ок. 1777; "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемскийдворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актераГаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избираетсячленом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает вЛондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явноепредпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившисьс Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестаетвысылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьмаутонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатываетпарадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный наизучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборопрежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность.Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы напортретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок.1770,Сан-Марино; "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж); двойныепортреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У.Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; "Портрет Элизы иТомаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, елеуловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лонеприроды, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностьючувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализмапоследних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуознойлегкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения,отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентируетобъема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойныхсостояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словнопереливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие,мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно,оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точнорассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращаетсяв живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани.Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровымипереливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов,необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказына портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии понесуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой").Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером,кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно используетновые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняетсерию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов,смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годыГейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном этоидеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка споросятами", 1782, собрание Хауарда; "Девочка, собирающая грибы", собраниеУорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминаютобразы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.

Энциклопедический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):