Skip navigation

Что такое Эразм Роттердамский? Значение erazm rotterdamskii, энциклопедический словарь

Значение термина «Эразм Роттердамский» в Энциклопедическом словаре. Что такое эразм роттердамский? Узнайте, что означает слово erazm-rotterdamskii - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Эразм Роттердамский

1. Эразм Роттердамский – (Erasmus Roterodamus) - Дезидерий (Desiderius)(1467-1536), гуманист эпохи Возрождения (глава "северных гуманистов"),филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор "Похвалы Глупости" - сатиры,высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую рольв подготовке Реформации, но не принял ее. Враг религиозного фанатизма.

2. Эразм РоттердамскийДезидерий (Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября1467 - Роттердам - 11 июля 1536, Базель), богослов, философ, филолог,педагог, виднейший представитель "христианскогогуманизма".ОбразованиеНезаконнорожденный сын священника, Эразмпервоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" вДевентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярныхканоников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древниеязыки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжилобразование в Париже, где познакомился не только с богословской мысльюпоздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большоевлияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста ЛоренцоВаллы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервыепосетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами иТ.Мором."Философия Христа"Общеевропейскую известность Эразму принеслопервое издание в 1500 "Адагий" - собрания поговорок, или крылатых слов,найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых вкачестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремилсяпоказать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написанрелигиозно-этический трактат "Оружие христианского воина" (1504), вкотором сформулированы основные принципы эразмианской "философии Христа"(или "небесной философии"), подчеркивавшей в христианстве не обрядовуюсторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовымизаповедями.В Италии и АнглииС 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринскомуниверситете был удостоен степени доктора богословия, а находясь вВенеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием.Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостяху Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру"Похвала Глупости" (1511): в этом произведении в шутливо-серьезномавтопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаиобщества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.Базельский периодСовременем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазахобразованного европейского общества главой так называемой "республикиученых". С его мнением считались не только в вопросах научных илитературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогалимеценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князьяцеркви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городеБазеле, где прожил до Конец? Узнать в Историческом словаре. Конец - это...'>конца своих дней. В этом городе у Эразма сложилисьдружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главнымиздателем.Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политическойлитературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал"Наставление христианского государя" (1516). В 1516 он сочинил (в жанреречи) и издал "Жалобу мира", в которой с позиций гуманизма показывалпагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народамЕвропы.Переводы с греческогоБольшое место в творчестве Эразма занималипереводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов -Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовализданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственнымикомментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии("Вульгаты", конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в1517 издание греческого текста "Нового Завета", а затем его новый переводна латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями исущественно отличающийся от "Вульгаты", что вызвало нарекания со стороныревнителей католической ортодоксии.Полемика с ЛютеромНекоторое времяЭразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германииидеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеихсторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат "Освободе воли", Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который вответном сочинениирабстве воли" (1525) отстаивал тезис, прямопротивоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученыйопубликовал еще несколько сочинений, в их числежеланном церковномсогласии" (1533)."Разговоры запросто"Ряд сочинений Эразма посвященпроблемам воспитания. В течение многих лет (1518-33) он работал надглавным своим этико-педагогическим сочинением "Разговоры запросто",пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось вего связи с формированием нравственно ответственнойличности.Сочинения:Похвальное слово глупости. М.; Л., 1931.Разговорызапросто. М., 1969.Философские произведения. М., 1986.Жалоба мира // ЭразмРоттердамский и его время. М., 1989. С. 244-274.Opera omnia. LugduniBatavorum. 1703-1706. T. 1-10.Литература:Маркиш С. П. Знакомство с Эразмомиз Роттердама. М., 1971.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М., 1978.Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.О.Ф. КудрявцевЭРАК (Сольтанабад) - город в западной части Ирана, административный центрЦентр. остана. 265 тыс. жителей (1986). Транспортный узел. Центрсельскохозяйственного района (сахарная свекла, зерновые).Машиностроительные, алюминиевые, текстильные, пищевые предприятия.Ковроделие.

Энциклопедический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):