Ваххабиты –
последователи реформатора Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба (ок. 1703-1792), создавшего в исламе учение, отвергавшее "недозволенные новшества" и выступавшее за возврат к первоначальной вере, которая проповедуется в Коране и примером которой служит жизнь Мухаммеда. Воинственные по характеру ваххабиты с самого начала были связаны с домом Саудов, аравийским королевским родом, который постепенно расширил свои владения, включившие области Неджд, аль-Хаса (Восточная провинция современной Саудовской Аравии), Асир и Хиджаз, и объединил под своей властью большую часть обжитой территории Аравийского полуострова.
Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб родился в Неджде (плоскогорье в центральной Аравии) в племени тамим. Изучал религиозные дисциплины в различных богословских центрах арабского мусульманского мира. В Багдаде он стал приверженцем доктрины Ибн Ханбала (ум. 855), основателя наиболее консервативной из четырех суннитских школ права. Ибн Ханбал придавал исключительное значение традиции и выступал против каких-либо уступок "разуму". Кроме того, основатель ваххабитского движения следовал принципам Ибн Таймийи (1263-1328), крупного представителя ханбалитской школы богословия, который в своих проповедях выступал против культа святых, обетов и клятв, а также паломничества к святыням. Эти и другие аналогичные идеи легли в основу убежденности ваххабитов в том, что в современном исламе процветает ересь.
Возвратившись в свою родную аль-Уйайну, Ибн Абд аль-Ваххаб немедленно осудил поклонение Сааду, местному святому. Он отверг точку зрения, согласно которой мусульманская община имеет право вырабатывать Решение? Узнать в Социологическом словаре. Решение - это...'>решения по юридическим вопросам посредством согласия ее членов (иджмa')и заявил, что силу имеет лишь решение, принятое в результате консенсуса представителей первого поколения мусульман. Проповедуя эту доктрину "возвращения к Корану", Ибн Абд аль-Ваххаб пользовался преимуществом изолированного географического положения Неджда, ставшего благодатной почвой для распространения его идей среди бедуинов.
В Египте, Судане, Северной Африке, Индии, Индонезии - повсюду мусульмане откликнулись на призыв ваххабитов. Новое учение оказалось не просто проявлением религиозной воинственности и реакции, оно подтвердило наличие духовных и политических возможностей в движении за возрождение чистого монотеизма. Учение ваххабитов призывало мусульман всего мира сплотиться и положить конец проникновению чужеземцев.
Благодаря престижу саудовского короля Абдель Азиза Ибн Сауда (ок. 1880-1953, правил в 1932-1953) влияние ваххабитов усилилось.