Skip navigation

Что такое Психология: желаемый результат развития? Значение psihologiya jelaemii rezultat razvitiya, энциклопедия кольера

Значение термина «Психология: желаемый результат развития» в Энциклопедии Кольера. Что такое психология: желаемый результат развития? Узнайте, что означает слово psihologiya-jelaemii-rezultat-razvitiya - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Психология: желаемый результат развития

Психология: желаемый результат развития – К статье ПСИХОЛОГИЯ

1. Орально-сенсорная

Доверие - недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

Автономия - стыд/сомнение

Сила воли

3. Двигательно-генитальная

Инициативность - чувство вины

Целеустремленность

4. Скрытой сексуальности

Трудолюбие - чувство неполноценности

Компетентность

5. Подростковая

Идентификация - спутанность ролей

Верность

6. Юношеская

Близкие отношения - изоляция

Любовь

7. Зрелость

Генеративность - застой

Забота о молодом поколении

8. Старение/Старость

Целостность "Я" - отчаяние

Мудрость

Гуманистические теории личности. Усилия Э.Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические Потребность? Узнать в Философском словаре. Потребность - это...'>потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.

Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход "межличностной" теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как "относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений", Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название "третьей силы в психологии". Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя "целостно-динамический подход", Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого Индивид? Узнать в Словаре логики. Индивид - это...'>индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции "полностью функционирующей личности", предложенной Роджерсом, и понятию "реализации смысла жизни" Франкла.

Личностные черты. Теории личности Г.Олпорта и Р.Кеттела придавали большое значение понятию "черта личности". (Олпортовская концепция "черты" соответствует понятию "фактор" у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором "общих черт". Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие "Я" осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное "Я", 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение "Я", 5) образ "Я", 6) "Я", разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) "Я", утверждающее и развивающее себя, 8) "Я" знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой "единое в многообразном". Олпорт формально определил личность как "присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления".

Конституциональные типологии личности. Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами - на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами. Специалист по патопсихологии Э.Кречмер соотнес "эстетическую" телесность (длинное худощавое тело) с "шизоидной" личностью (склонной к шизофрении), а "пикническую" телесность (полное тело) с "циклотимической" личностью (склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У.Шелдона (см. выше в разделе Мотивация).

Поведенческие теории личности. Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер - оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным - через среду - путем.

Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому "аномальное поведение" и "дурные привычки" - это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить "плохие" привычки "хорошими", а аномальное поведение - нормальным.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):