Skip navigation

Что такое Оркестр? Значение слова orkestr, энциклопедия кольера

Значение слова «Оркестр» в Энциклопедии Кольера. Что такое оркестр? Узнайте, что означает слово orkestr - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Оркестр

Оркестр

коллектив музыкантов, обычно включающий в себя исполнителей на струнных инструментах. Оркестры создаются для публичных исполнений музыки - концертов, а также для сопровождения театральных представлений. Слово "оркестр" - греческого происхождения и означает площадку для танцев; в Древней Греции этот термин относился к пространству между публикой и просцениумом, т.е. к тому месту, которое теперь занимает оркестр в театре.

История современного оркестра относительно непродолжительна, и оркестр в современном понимании - понятие достаточно широкое, не связанное жестко с количеством и составом участников. Сама практика совместной игры на нескольких инструментах восходит к весьма отдаленным временам, но такая игра (в 16 в. - т.н. консорт, состоявший из нескольких виол или других однородных инструментов) может быть названа скорее ансамблевой, чем оркестровой. Развитие ансамбля различных по типу инструментов связано с поиском возможностей благозвучного согласования строя и тембров этих инструментов. Хотя при многих европейских дворах в 16 в. и раньше состояли большие группы музыкантов, они играли только маленькими ансамблями родственных инструментов, ибо при более крупных и разнородных составах было бы трудно достичь согласования. На Востоке, в Китае большие придворные оркестры были известны со времен династии Тан (7-10 вв.).

В Европе оркестр начал играть важную роль с появлением оперы как жанраИталии в 17 в.). Я.Пери в опере Эвридика (1600) предусматривает для аккомпанемента певцов оркестр, состоящий из клавесина, виолы да гамба, теорбы (вид лютни) и гитары; в одну из сцен оперы для специального эффекта вводится три флейты. Настоящим же отцом европейского оперного оркестра справедливо считается К.Монтеверди; именно в его Орфее, поставленном в Мантуе в 1607, впервые появляется достаточно внушительный состав разнородных инструментов, как смычковых, так и щипковых, а также духовых (тромбоны, трубы и другие). Инструменты используются в разных комбинациях как для сопровождения пения, так и отдельно от него, что позволяет Монтеверди создавать массу совершенно новых звуковых и колористических эффектов, хотя при этом, если судить по скупым указаниям в партитуре, многое оставляется композитором на усмотрение исполнителей.

Богатое оркестровое письмо Монтеверди не вошло в повседневную практику отчасти потому, что содержать большой оркестр было дорого, отчасти же потому, что в музыке данной эпохи доминировало пение, и роль оркестра, даже в выдающихся произведениях, не говоря уже о рядовых, оставалась сугубо подчиненной. К концу 17 в. основой оркестра стал струнный ансамбль, состоявший из скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов, что примерно соответствовало разным диапазонам человеческого голоса (сопрано, альт, тенор, бас). В стиле basso continuo практически обязательным участником оркестра был клавишный инструмент (клавесин, орган и т.д.) - в его партии осуществлялась гармоническая поддержка струнных. Включение в оркестр других инструментов не было регулярным и зависело, до известной степени, от наличия этих инструментов и меры их технического совершенства. Скрипичные мастера достигли вершин в конце 17 в., и потому скрипка очень рано вошла в состав оркестра; напротив, большинство духовых инструментов вплоть до 19 в. отличалось примитивностью и, следовательно, ограниченностью возможностей игры на них. В операх А.Скарлатти, появившихся в период с 1690 по 1720, используется в основном струнный оркестр с поддержкой клавесина или других гармонических инструментов (например, лютней или гитар). В отдельных случаях Скарлатти добавляет к этому составу флейты, гобои, тромбоны или трубы, трактуя их как облигатные голоса, создающие разнообразие звукового колорита. В принципе таков же оркестр Баха и Генделя: духовые добавляются к струнным только в специальных случаях, в связи с особыми задачами. Интересно отметить, что в каждом из шести Бранденбургских концертов Баха используется свой состав добавленных облигатных инструментов.

Традиционный оркестр в современном его понимании формируется во второй половине 18 в. в классическом симфоническом стиле К.Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Типичный оркестр Моцарта и Гайдна имеет в основе струнную группу (число исполнителей может меняться, но в принципе невелико), к которой добавляются флейта, два гобоя, два фагота и две валторны, а при необходимости трубы и ударные. В добетховенскую эпоху кларнет не был закреплен в составе оркестра. Партитуры Бетховена обычно написаны для следующего состава: струнные, две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две трубы, четыре валторны, три тромбона и литавры (т.н. парный состав). С незначительными отклонениями этот состав считался нормой на протяжении примерно полувека. Характерные черты классического состава - деление на "хоры", соответствующие группам инструментов, причем в каждом хоре (струнном, деревянном духовом, медном духовом) достигается полнота гармонии.

Со времени Бетховена изменения в составе оркестре шли скорее вширь, чем вглубь, т.е. вместо двух деревянных или медных духовых одного вида стало употребляться по три или по четыре инструмента; кроме того, в партитурах появились такие инструменты, как бас-кларнет, контрафагот и туба, которые добавлялись к соответствующим хорам, усиливая их. Так обстоит дело, например, в оркестре Вагнера (оркестр т.н. тройного или даже четверного состава). Процесс расширения оркестра продолжался, и Берлиоз, который уделял много внимания теории и практике оркестра и в своих партитурах давал образцы необычайно изысканной и сложной инструментовки, полагал, что идеальный оркестр должен состоять из 242 исполнителей. Господствовавшая в конце 19 и начале 20 вв. тенденция к расширению оркестрового состава привела не только к увеличению числа исполнителей, но и к включению в оркестр многих необычных инструментов для особых эффектов, так что можно утверждать, что в оркестровых партитурах в разное время были использованы едва ли не все существующие инструменты. Состав оркестра продолжает изменяться и развиваться в соответствии с намерениями композиторов. Симфонический оркестр второй Половина? Узнать в Словаре воровского жаргона. Половина - это...'>половины 20 в. обычно насчитывает около 100 исполнителей, причем примерно половина из них занята в струнном "хоре". Оркестр Гайдна или Моцарта в наше время характеризуется термином "малый оркестр"; меньшие инструментальные составы называются "камерным оркестром". Существуют также струнные оркестры и духовые оркестры (состоящие из разных видов деревянных и медных духовых). См. также ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Оркестр» в других словарях:

Оркестр

- (от орхестра) - коллектив музыкантов (12 человек и более),играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальныепр...
Энциклопедический словарь

Оркестр

- М. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; | отгороженное в театре и вообще устроенное...
Словарь Даля

Оркестр

- Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Оркестр

- — коллектив музыкантов. Заменил в XVII—XVIII вв. распространенный в странах Европы термин «капелла». О. струнный, духовой, симфо...
Исторический словарь

Оркестр

- Оркестр (orchestra - греч.) - в современном театре помещение длямузыкантов исполнителей, между сценой и зрительной залой. Это н...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ОРКЕСТР

- А, м. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструмен-тах. Симфонический о. Камерный...
Словарь иностранных слов

оркестр

- Заимств. через нем. Оrсhеstеr (XVIII в.; см. Шульц–Баслер 2, 261 и сл.) из ит. orchestra от лат. orchestra, греч. "место для танце...
Этимологический словарь Фасмера

оркестр

- ОРК'ЕСТР , оркестра, ·муж. (от ·греч. orchestra - место для танца перед сценой). 1. Ансамбль музыкальных инструмен...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: