Skip navigation

Что такое Оксфордское движение? Значение oksfordskoe dvijenie, энциклопедия кольера

Значение термина «Оксфордское движение» в Энциклопедии Кольера. Что такое оксфордское движение? Узнайте, что означает слово oksfordskoe-dvijenie - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Оксфордское движение

Оксфордское движение

движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833 под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были связаны с Оксфордским университетом). Это движение не следует путать с совершенно иным и ничем с ним не связанным американским движением, возникшим столетием позже и иногда называемым "оксфордской группой".

Лидеры оксфордского движения стремились убедить англичан в том, что Церковь Англии не является продуктом Реформации 16 в., но представляет собой часть того, что называют "святой католической церковью", а потому исторически наследует ее вероучение, церковную организацию и богослужение. Все это подразумевало неприятие эрастианизма (по имени немецкого теолога Томаса Эраста, 1524-1583; эрастиане настаивали на подчинении церкви авторитету государства), из-за которого Англиканская церковь оказалась в подчинении у государства и который привел к небрежению церковным учением и богослужебной практикой раннехристианской церкви.

Трактаты для нашего времени (1833-1841), публиковавшиеся первыми лидерами движения, подчеркивали позицию Церкви Англии как via media, промежуточного пути между католицизмом и протестантизмом. В них выделялись следующие существенные моменты церковной и богослужебной практики, которым уделялось недостаточное внимание, а именно необходимость епископства для сохранения целостности Англиканской церкви, важность евхаристии как центрального акта церковного богослужения, ничем не заменимая ценность сакраментальной жизни (участия в церковных таинствах) и упорядочение богослужения и жизни христиан в соответствии с церковным годом.

Движение натолкнулось на ожесточенное сопротивление религиозных и политических лидеров, обеспокоившихся благожелательным отношением, которым были встречены Трактаты. В 40-х и 50-х годах 19 в. множество священников и некоторые миряне, отчаявшись повлиять на церковь, перешли в Римско-католическую церковь; большинство из них составляли люди, подобные кардиналу Ньюмену, кардиналу Маннингу, Ф.У.Фейберу и другим; все они ранее были приверженцами учения старой низкой церкви. Но другие, подобно Дж.Кеблу, Э.Пьюзи, К.Марриотту, Р.У.Черчу и Г.П.Лиддону, - в основном, члены старой высокой церкви - сохранили верность Церкви Англии.

Все англиканские церкви в большей или меньшей степени ощутили влияние оксфордского движения. В сообществе англиканских церквей по всему миру оно вызвало следующие явления, на которые не рассчитывали лидеры движения: возрождение церковной обрядовой системы; восстановление монашеской жизни; возврат к символической архитектуре; и развитие и обогащение церковной музыки. Столетие оксфордского движения отмечалось англиканским сообществом в 1933. См. также НЬЮМЕН, ДЖОН ГЕНРИ
; ПЬЮЗИ, ЭДУАРД БУВЕРИ
; ТРАКТАРИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):