Skip navigation

Что такое Оккам, уильям? Значение okkam uilyam, энциклопедия кольера

Значение термина «Оккам, уильям» в Энциклопедии Кольера. Что такое оккам, уильям? Узнайте, что означает слово okkam-uilyam - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Оккам, уильям

Оккам, уильям

(Ockham или Occam, William) (ок. 1284 - ок. 1350), английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления ("бритва Оккама"). Родился ок. 1284 в местечке Оккам (графство Суррей, Англия). После вступления во францисканский орден учился в Оксфордском университете, где получил степень доктора теологии и должность "инцептора", или бакалавра, т.е. преподавателя низшего ранга. Позднее его последователи называли его "Досточтимым инцептором" (Inceptor venerabilis). Другим его почетным титулом был титул "Непобедимый учитель" (Doctor invincibilis).

В Оксфорде Оккам написал некоторые из важнейших своих философских и богословских трудов, в частности - пространнейший комментарий на Сентенции Петра Ломбардского. Оккамизм противостоял томизму и скотизму (философским системам Фомы Аквинского и Дунса Скота) и приобрел популярность в эпоху позднего Средневековья как выражение "современного" метода философствования (via moderna). Учение Оккама может быть охарактеризовано как чистый номинализм, поскольку Оккам утверждал, что универсалии (общие понятия) представляют собой лишь "имена" -содержащиеся в уме "понятия" и "слова" устной или письменной речи. "Понятия" - это естественные знаки вещей, а "слова" - всего лишь конвециональные (условные) знаки. Реальным существованием обладают не универсалии, а индивидуальные, т.е. единичные, вещи окружающего мира - "партикулярии". Этот акцент на единичном как на единственной реальности выражает суть оккамизма.

Кроме того, Оккам настаивал на том, что всякое подлинное объяснение (а стало быть - любая теологическая или философская спекулятивная система) должно быть предельно простым. Этот принцип "экономии мышления" получил название "бритвы Оккама". Сам Оккам формулировал его следующим образом: "сущности не следует умножать без необходимости". Этот принцип он использовал для того, чтобы удалить из философской системы множество метафизических понятий и принципов, введенных в нее его предшественниками (в частности - Дунсом Скотом), упразднив, например, различение "существования" и "сущности", "общих" и "единичных" субстанций, "души" и "способностей души".

Еще одним ключевым моментом учения Оккама было представление об абсолютном могуществе Бога. Бог не связан никакими физическими или нравственными законами: он может сделать зло добром и, наоборот, добро - злом. Он может также оправдать грешника, который, в своей греховности, отвратился от него. Оккамово учение о том, что "оправдание" человека заключается просто в приятии его Богом, не подразумевающем обязательной перемены в душе побудило Лютера объявить себя приверженцем оккамизма.

В 1324 папа Иоанн XXII призвал Оккама в Авиньон, чтобы тот ответил на предъявленное ему обвинение в ереси. Хотя сам Оккам и не был официально осужден, папская комиссия отвергла 51 тезис, заимствованный из его сочинений, в том числе его учение об оправдании человека и о свободе Бога от нравственного закона, его агностицизм и учение о евхаристии. В 1328 Оккам был отлучен от церкви и бежал из Авиньона, чтобы искать убежища у заклятого врага папы, Людвига Баварского. Здесь он написал трактаты о церкви и государстве, отрицая абсолютную власть папы и выступая в поддержку независимости светских правителей от церкви. Признавая приоритет папы в решении духовных вопросов, он в то же время настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам постарался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему прощение. Умер Оккам (вероятно, от чумы) в 1349 или 1350.

Оккам - один из наиболее влиятельных английских философов, теологов и политических мыслителей эпохи позднего Средневековья. Его номинализм проложил дорогу эмпиризму и позитивизму Нового времени. На последующее развитие религиозной и политической мысли оказали глубокое влияние учение Оккама о разделении сфер компетенции веры и разума, церкви и государства, а также его демократический идеал государственного устройства.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):