Skip navigation

Что такое Ли-благопристойность? Значение слова li blagopristoinost, энциклопедия кольера

Значение слова «Ли-благопристойность» в Энциклопедии Кольера. Что такое ли-благопристойность? Узнайте, что означает слово li-blagopristoinost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ли-благопристойность

Ли-благопристойность

"Благопристойность", "этико-ритуальные нормы", "моральные права", "этикет", "этика", "ритуал", "церемонии", "установления" (ли2). Одна из центральных Категория? Узнать в Социологическом словаре. Категория - это...'>категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая два основных смысла - "этика" и "ритуал". Этимологическое значение - "культовое действие с сосудом". Начертание иероглифа "ли2" роднит его с онтологическим понятием "ти1" ("тело", "строй", "сущность", "субстанция", см. ТИ - ЮН) - графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия "ли2", которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До середины I тысячелетия до н.э. воздействие ли2 считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.

В древнейших идеологических письменных памятниках (Шу цзин и Ши цзин) иероглиф "ли2" обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу. Конфуций (6-5 вв.), теоретически осмыслив понятие "ли2", превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: "Правитель <должен> руководить подданными посредством ли2"; "Преодоление себя и обращение к ли2 составляет гуманность (жэнь2)... Не следует смотреть на несоответствующее ли2, не следует слушать несоответствующее ли2, не следует говорить несоответствующее ли2" (Лунь юй). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли2 статуса гносео-праксиологическая норматива: "Расширяя <свои> познания в знаках/письменности/культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли2, можно избегнуть нарушений" (Лунь юй).

Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5-3 вв. до н.э. концепция ли2 превратилась в центральную мишень антиконфуцианских выпадов со стороны конкурировавших с ним философских школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской "благопристойности" с позиций гедонистического следования природному естеству (например, Чжуан-цзы). В раннем даосизме ли2 представлено как результат последовательной деградации дао, затем "благодати/добродетели" (дэ1), "гуманности", "должной справедливости" (и1), источник утраты "верности" (чжун2) и "благонадежности" (синь2) (Дао дэ цзин). Моисты (см. МОИЗМ) с позиций социально-экономического утилитаризма и понимания ли2 как "почтительной осторожности" (цзин4) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной ли2, ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм (Мо-цзы). Легисты (см. ЛЕГИЗМ), также отвергая ли2 как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули административные принципы и юридические законы (фа1) (например, Шан цзюнь шу).

Двузначность ли2 как "этики" и "ритуала" позволила двум главным последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - начало 3 в. до н.э.) и Сюнь Куану (Сюнь-цзы, конец 4 - 3 в. до н.э.) по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутреннее моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной "доброты" (шань) человеческой "природы" (син1) и полагая определяющим фактором специфики человека "отказывающее <себе> и уступающее <другому> сердце (синь1)", Мэн Кэ назвал этот фактор "началом ли2", а само ли2 определил как "благоговеющее и почтительно-осторожное сердце", "исконно присущее" человеку. Сюнь Куан же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие ли2, правила которого были установлены в обществе древними "совершенномудрыми" (шэн1) для обуздания "злой" (э) человеческой "природы"; эти правила являются источником "культуры" (вэнь).

В собрание основополагающих текстов конфуцианства - Ши сань цзин (Тринадцатиканоние) входят три специально посвященных ли2 произведения: Чжоу ли (Благопристойность <эпохи> Чжоу), И ли (Церемониальность и благопристойность), Ли цзи (Записки об этико-ритуальных нормах). В последнем из них категории ли2 придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина "ли1" ("принцип").

Сформулированное в Ли цзи учение о ли2 образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли2, войдя в один ряд с такими основополагающими общекультурными и философскими понятиями, как "гуманность", "должная справедливость", "разумность" (чжи1) и "благонадежность", стала выражать идею универсального - социального, этического, религиозного и культурно-цивилизационного норматива.

Универсальность понятия "ли2" давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Например, Ли Гоу (11 в.) определял ли2 как "фокус человеческого дао", "основу научения <молодого> поколения", а названные выше четыре категории - как "другие имена ли2". Главный создатель "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) назвал ли2 "ограничительным узором" (цзе вэнь) "небесного принципа" (тянь ли): здесь иероглиф "вэнь", выражающий сложное понятие "знаки/письменность/культура", употреблен с акцентом на исходное значение "узор". Этот "<культурный> узор благопристойности (ли вэнь) рисует небесный принцип", с тем чтобы его могли "видеть люди" и использовать в качестве надежного "мерила" при "научении". Представитель альтернативного "учению о принципе" "учения о сердце" (синь сюэ1) Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) еще более определенно заявил о тождестве ли2 и "принципа": последний недоступен наблюдению, но находит проявление в "знаках/письменности/культуре", являясь с вэнь "единой вещью" (у3).

Вплоть до начала 20 в. конфуцианизированная культура Поднебесной самоопределялась как основанная на ли2 ("государство ритуала и музыки"), и таковой же она виделась на Западе с 17 в., т.е. со времени появления там сообщений первых христианских миссионеров, делавших упор на "китайские церемонии".

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):