Skip navigation

Что такое Китай: императорский китай. первая фаза? Значение kitai imperatorskii kitai pervaya faza, энциклопедия кольера

Значение термина «Китай: императорский китай. первая фаза» в Энциклопедии Кольера. Что такое китай: императорский китай. первая фаза? Узнайте, что означает слово kitai-imperatorskii-kitai-pervaya-faza - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Китай: императорский китай. первая фаза

Китай: императорский китай. первая фаза – К статье КИТАЙ

Наследство, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при Династия? Узнать в Историческом словаре. Династия - это...'>династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался высочайшим авторитетом, а чиновник - величайшими полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое с Китаем как "центром Поднебесной", у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх. Наконец, в наследство от эпохи Чжоу остались художественные и научные достижения.

Объединение страны под эгидой династии Цинь (221-206 до н.э.). Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой из всего комплекса мер по объединению было официальное уничтожение тех остатков феодальной системы, которые все еще сказывались в экономике и социально-политической структуре государства. В число других мер входили унификация транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине реки Вэйхэ. Была унифицирована денежная система и в целом вся экономика, в тот период преимущественно опиравшаяся на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. В числе мероприятий, осуществленных при Цинь Шихуанди, была и унификация китайского письма, судебной и идеологической систем. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Труды других философских школ, включая многие выдающиеся классические произведения искусства и исторических наук, были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью.

Несмотря на все эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более десяти лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания, ввергнувшие Китай в полосу ожесточенных и расточительных внутренних войн. Из них родилась новая форма императорского правления.

Династия Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Ранняя Хань. В административном плане империя Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Этот частичный возврат к прошлому стал причиной серьезной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии через два поколения после ее прихода к власти.

После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец власти. Самого императора, возглавлявшего всю пирамиду власти, ханьские историки часто именовали "государством". Все руководящие указания объявлялись исходящими от императора. Он являлся единственным законодателем и верховным судьей. Более того, он считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия. При императоре существовали два руководящих органа, состоявшие из высших чиновников (императорский кабинет). В первый входили т.н. "три герцога": имперский канцлер, имперский секретарь или вице-канцлер, а также верховный военачальник. Канцелярии этих трех высших должностных лиц являлись главными соответственно в трех областях управления: гражданской, надзорной и военной. Второй руководящий орган состоял из девяти министров с четко выраженными исполнительными функциями.

Экспансия империи Хань. Внутренние войны, которые привели к установлению власти династии Цинь, а затем династии Хань, в значительной степени снизили экономический и культурный потенциал страны. Поэтому первые правители династии Хань были озабочены проблемой восстановления единства страны. Все изменилось после восшествия на престол императора Уди (140-87 до н.э.). Уди восстановил и усилил правительственные монополии и право государства осуществлять контроль над ценами, ограничив деятельность класса финансистов. Он также явился инициатором агрессивного внешнеполитического курса, в результате которого традиционные недруги Китая к северу от китайских границ, племена народности сюнну (гунны), лишились значительной части своей территории. Форпосты императорской власти были воздвигнуты в отдаленных районах Центральной Азии и на южном направлении в глубине Аннама (название, данное китайскими императорами территории современного северного и частично центрального Вьетнама). Уди предоставил конфуцианцам право определять официальную идеологию и обязательные правила поведения, изгнав из Императорской Академии представителей всех других философских школ и лишив последних какого бы то ни было влияния на результаты императорских экзаменов на замещение чиновничьих должностей. Последующие поколения правителей закрепили те начинания, инициатором которых был Уди, и к середине 1 в. до н.э. китайская империя переживала период расцвета.

Ван Ман. История династии Хань прерывается периодом, когда верховную власть в стране захватил узурпатор Ван Ман (9-23 н.э.). Ван заслуживает упоминания за попытки осуществить в стране ряд политических и социальных реформ. К тому времени власть центрального правительства столкнулась с жесткой оппозицией со стороны крупных семейств, опиравшихся не только на земельные владения и финансовую мощь, но и сохранившие под своим началом собственные армии. Ван попытался противопоставить им ряд контрмер, нацеленных на подрыв экономического влияния оппозиции. Однако реформаторские меры Вана не встретили поддержки даже со стороны лояльных официальных должностных лиц. Более того, Ван вызвал недовольство своих сторонников из числа крупных семейств, а также крестьянского населения. Природное бедствие, вызванное прорывом плотин на р.Хуанхэ, послужило причиной целого ряда восстаний и бунтов. Некоторые из этих восстаний вовлекли в свою орбиту крестьян. В других приняли участие крупные семейства, объединившиеся в коалиции; наконец, к третьим примкнули авантюристы из числа местных военачальников. Ван был свергнут без особого труда, но для установления хотя бы относительного порядка в стране потребовалось целое десятилетие. Наконец, на трон был возведен один из представителей крупных семейств, имевший дальнюю родственную связь с бывшим императорским домом. Под именем Гуану он стал императором династии Поздняя, или Восточная Хань, названной так в связи с переносом столицы империи из Чанъаня (недалеко от нынешнего г.Сиань) на восток в г.Лоян.

Поздняя Хань. Гуану своим восшествием на престол был обязан коалиции лидеров реставрации, поэтому правление династии Поздняя Хань, естественно, характеризовалось значительно большей самостоятельностью регионов. Однако даже в этих ограниченных рамках возродившаяся центральная власть смогла не только воссоздать стабильную систему управления, но и раздвинуть границы империи в юго-западном, северо-восточном и особенно северо-западном направлениях. Китайские владения в "западных регионах", завоеванные в результате ряда блестяще проведенных военных кампаний, вышли далеко за пределы территорий, которыми владела империя Ранняя Хань.

В этот период, при росте регионализма, во властных структурах при императорском дворе доминирующее положение занимали три различные группы. Поскольку родственники царствующей особы по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние были заполнены представителями следующего по иерархической линии семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Случались времена, когда самые важные посты государственной администрации и командные позиции в армии почти целиком оказывались в монопольном владении родственников или друзей императриц. Вторую по важности группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые благодаря приближенности к императору обладали весьма значительной властью. Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев, утверждавших, что именно они являются единственными носителями совершенной теории и потому правомочны определять правильный курс в политике и государственном управлении. Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда обходилась очень дорого и стоила много крови. Неоднократно уничтожались целые кланы супруги (супруга) царствующей особы, и на место уничтоженного клана приходил другой клан. Иногда истреблялись евнухи. Но самую высокую цену человеческими жизнями пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения. В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате целой серии мятежей провинциальных военных лидеров и народных восстаний.

Политический раскол в послеханьский период. В 220 н.э. в Китае наступил период раскола, в результате которого, за исключением коротких промежутков времени, на территории страны одновременно существовали несколько отдельных государств. Начало этому периоду положила т.н. эпоха Троецарствия. Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали второе царство - Шу, занимавшее территории в районах верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая, и третье царство - У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы. Личности, противостоявшие друг другу в этом триумвирате, были описаны в китайском фольклоре. Одним из них был Цао Пэй, основавший династию Вэй (220-265 н.э.) в Лояне. Его проницательность и хитрость особо подчеркивались в позднейших художественных произведениях. На современной китайской театральной сцене он изображается как тонкий и умелый организатор политических интриг, а также как искусный любитель жизненных наслаждений.

Одним из тех, кто сумел поднять авторитет западного царства Шу (221-264 н.э.), был был Гуань Юй, позднее вошедший в китайский пантеон в образе бога войны. На театральной сцене он изображается в белой маске, которая символизирует преданность и доброту. Второй герой царства Шу - Чжугэ Лян был великим ученым и военным стратегом, его талант позволил третьему герою, Лю Бэю, и последующим правителям царства Шу сохранить царство.

Третье царство, У (220-280 н.э.), приобретало свой вес и значение постепенно, вырастая за счет миграции населения с севера на юг. Поток мигрантов на юг достиг своего апогея, когда захватчики - "варвары", волна за волной стали вторгаться в северные глубинные районы Китая, переходя незащищенные границы. Преемники царства Вэй - правители династии Цзинь (265-420 н.э.) перед лицом этих нашествий не могли долго удержаться у власти, за ними наступил длительный период, когда в северной части Китая существовал целый ряд царств и империй, образованных самыми различными лидерами-некитайцами. Среди них были представители тунгусских племен, тюрков, гуннов и тибетцев. Китайская культура на севере страны была поставлена буквально на грань выживания.

Из числа многочисленных соперничавших между собой династий того периода самой заметной была династия, основанная семейным кланом под названием "тоба" и, возможно, имеющим тунгусское происхождение. Лидеры этой династии (которую иногда именуют Тоба-Вэй, или Северные Вэй, 386-557 н.э., чтобы не путать ее с династией, правившей более ранним царством Вэй, входившим в состав трех царств эпохи Троецарствия) были достаточно умны и понимали, что удержаться у власти они могут, лишь поддерживая могущество своего племени путем тесного сотрудничества с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями.

Представители нетитулованной знати в царстве Тоба-Вэй прошли очень долгий путь приобщения к китайской культуре и овладения китайским искусством политического и административного руководства. Более того, они получили известность как покровители искусств, при них были сооружены знаменитые пещерные храмы. Первыми из серии таких храмов были храмы в Юньгане на севере Шаньси недалеко от Датуна, где первоначально размещалась столица Тоба. Позднее, после переноса столицы в Лоян, они продолжили работы по сооружению храмов в скалах Лунмэнь (по берегам р.Ихэ). Оба эти храма являются прекрасными свидетельствами внедрения и постепенной ассимиляции буддийского искусства, представленного греко-индийской школой скульптуры Гандхара. Со временем династия Тоба стала слабеть под ударами восстаний своих собственных степных племен. Однако Тоба удалось сохранить свое династическое правление значительно дольше других завоевателей. Последние не могли удержаться у власти дольше одного-двух поколений императоров. На юге страны в долине р.Янцзы неустойчивые династические правления быстро следовали одно за другим. Наплыв китайских мигрантов с севера изменил облик юга. Последний стал опережать север в экономической, политической и культурной областях. Большая часть южных династий в интеллектуальном и культурном планах находилась под сильным влиянием буддизма, достигшего в ту эпоху наибольшего влияния в Китае.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):