Skip navigation

Что такое Грузия: экономика - е. транспорт? Значение gruziya ekonomika e transport, энциклопедия кольера

Значение термина «Грузия: экономика - е. транспорт» в Энциклопедии Кольера. Что такое грузия: экономика - е. транспорт? Узнайте, что означает слово gruziya-ekonomika-e-transport - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Грузия: экономика - е. транспорт

Грузия: экономика - е. транспорт – К статье ГРУЗИЯ: ЭКОНОМИКА

Благодаря своему географическому положению между Европейской Россией и Азией территория Грузии имеет важное транзитное значение. В частности, она обеспечивает соседним странам - Азербайджану и Армении - кратчайший выход к Черному морю. В советский период Тбилиси стал крупным узлом железных и автомобильных дорог Кавказского региона. Железные дороги являются главным средством внутренних грузовых перевозок. В 1913 их протяженность составляла 795 км, в 1955 - 1300 км, а в 1993 - 1580 км (все они электрифицированы). Костяк железнодорожной сети образует субширотная Закавказская магистраль, построенная еще в 1883 и соединяющая Баку с Поти и Батуми. От нее проведены основные ответвления на Ткибули, Боржоми, Чиатуру, Кахетинская дорога и линия на Ереван. Связь с Россией поддерживалась на востоке - через Баку и на западе - вдоль побережья Черного моря. Имеется железнодорожная связь с Турцией через территорию Армении. Для развития периферических районов республики были построены линии железных дорог Натанеби - Махарадзе, Очамчире - Ткварчели, Броцеула - Цхалтубо, Гори - Цхинвали, Боржоми - Ахалцихе - Вале, Гракали - Тедзами, Качрети - Цители-Цкаро и др.

Благодаря положению Грузии на южной границе бывшей Российской империи и СССР важными стратегическими объектами считались шоссейные дороги. С 1914 их протяженность выросла в 10 раз. В 1989 в Грузии было 37,6 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, из которых лишь 1/10 - асфальтированных. К числу наиболее живописных относится знаменитая Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал (одна из четырех магистралей, пересекающих высокогорную зону Большого Кавказа). Наиболее обустроенная дорога, соединяющая Грузию с Турцией, проходит через Сарпи, к югу от Батуми. В стране хорошо развит общественный транспорт (в Тбилиси действует метрополитен). Поскольку владение автомобилем в Грузии имеет большое значение для общественного статуса человека, количество частных автомашин быстро растет. Плохое состояние дорог и недисциплинированность водителей приводят к многочисленным автомобильным авариям.

Грузия располагает рядом портов на Черном море. Среди них выделяются Батуми, главный нефтяной терминал и контейнерный порт, и Поти, важная военно-морская база. До грузино-абхазского конфликта роль главного туристического и курортного порта выполнял Сухуми. Бльшую часть грузов, перевозимых через грузинские порты, составляет сырая нефть. Несмотря на международный статус порта Батуми, значительная часть торговли ограничивается черноморским регионом. В Грузии хорошо развито воздушное сообщение между районными центрами, а Тбилиси связан международными авиалиниями с большинством столиц СНГ и Европы.

Транспорт Грузии так же, как и другие отрасли сферы услуг, испытывает кризис после распада СССР. Из-за острого дефицита топлива в 1991-1993 было прервано авиационное сообщение почти со всеми региональными центрами бывшего СССР, что сильно осложнило развитие внешней и внутренней торговли. В 1994 некоторые воздушные рейсы были восстановлены частными авиакомпаниями. В целом объем грузовых перевозок на всех видах транспорта в 1993 сократился на 31% по сравнению с 1992. Однако благодаря заинтересованности западноевропейских и других инвесторов в портах Поти и Батуми объем перерабатываемых грузов в 1993 вырос на 33% и 46% соответственно по сравнению с 1992. Работу железнодорожного транспорта Грузии затрудняют такие проблемы, как разрушение подвижного состава, повреждение путей, отсутствие систем автоблокировки и одноколейные участки пути. Только два основных шоссе, соединяющие Тбилиси с западной частью страны, приспособлены для интенсивных транспортных потоков, но даже они не в состоянии пропускать крупные грузопотоки, если будет налажена система грузового транзита. Остальные дороги находятся в очень плохом состоянии. В портах Поти и Батуми необходимо устройство новых терминалов и других современных портовых сооружений, в т.ч. модернизация подъездных железнодорожных путей для подачи грузов, запчасти для подъемных кранов и оборудование для обработки грузов, бесперебойное энергоснабжение и повышение заинтересованности персонала. Аэропорты тоже нуждаются в реконструкции, а действующие грузинские авиакомпании испытывают острую нехватку оборотных средств, современных самолетов, запчастей и оборудования.

Основное направление развития транспорта (будь то железные дороги, шоссе или трубопроводы) заключается в развитии перевозок с востока на запад страны. Оно поощряется не только историческими традициямиСредние века через Грузию проходила одна из ветвей Великого шелкового пути), но также реальной возможностью, при которой Грузия сможет стать мостом между Каспийским и Черноморским регионами. Для железных дорог главные приоритеты состоят в реконструкции существующих линий и обслуживающих их устройств, которые могут эффективно справляться с транспортными нагрузками. Существует проект продления южной (Месхетинской) ветви железной дороги, во-первых, через Ахалцихе, Ахалкалаки и далее на юг в Турцию и, во-вторых, на запад до Озургети и портов Поти и Батуми. Реконструкция и использование в коммерческих целях существующих военных аэродромов (например Сенаки) и военно-морских портов открывают новые возможности для развития воздушного и морского транспорта.

Всемирный банк специально выделил 12 млн. долл. в качестве займа на реструктурирование железнодорожного и автомобильного транспорта Грузии.

Внешняя и внутренняя торговля. До начала 1990-х годов внутренняя торговля разделялась на государственную (64%), кооперативную (29%) и частную (7%, на колхозных рынках). В советский период цены контролировались государством и почти все точки и центры розничной торговли являлись собственностью государства. Государственная монополия и крайне неэффективная система централизованного распределения вытесняли значительную часть внутренней торговли на черный рынок. Правительство независимой Грузии начало осуществлять политику демонополизации и приватизации торговли.

До распада СССР 67% произведенной в Грузии продукции вывозилось за пределы республики, а 65% всех потребляемых товаров ввозилось извне, главным образом из других советских республик. Около половины объема торговли Грузии с остальными частями СССР приходилось на продукцию пищевой и легкой промышленности. Более 95% производившегося в Грузии черного чая, 62% вин, 60% шампанского, 66% минеральных вод и 70% консервированных продуктов в 1980-е годы экспортировались в другие советские республики. Важными статьями экспорта были марганец, текстиль и грузовые автомобили. В то же время Грузия импортировала сталь и чугун в объеме 75% своих потребностей, 63% необходимой продукции машиностроения и 70% изделий химической промышленности. Грузия имела небольшой объем внешней торговли, в основном за счет продовольствия, экспортировавшегося в социалистические страны Европы. После 1991 Грузия вступила в ряд международных торговых организаций и предложила зарубежным фирмам инвестиционные проекты, направленные на расширение внешнеторговой деятельности. Однако инвестиционный климат в стране оставался неблагоприятным, и к концу 1992 действовали только 37 из 271 зарегистрированных совместных предприятий. Отсутствие твердой валюты вынуждало осуществлять бльшую часть торговли с помощью бартера.

В начале 1990-х годов в результате "стихийной приватизации" значительная часть внутренней розничной торговли попала в частные руки. В 1993 доля наемных работников, занятых в частном секторе, возросла до 30%, и частный сектор стал главным источником дохода для четверти грузинских семей. Но дефицит внешней торговли Грузии в 1993 составлял 30% чистого продукта материального производства страны. Около 80% импорта приходилось на топливо, а 56% экспорта - на черные металлы. Турция стала новым крупным торговым партнером, и ее доля в грузинском экспорте в 1993 возросла до 12%.

Внешняя торговля является прекрасным примером изменения структуры экономики Грузии. Объем внешней торговли уменьшился с 911,1 млн. долл. в 1992 до 533,4 млн. долл. в 1995. Общий объем торговли со странами бывшего СССР сократился в среднем в 1,9 раза, тогда как импорт снизился в 2,4 раза за счет прекращения поставок природного газа из Туркменистана. Доля стран бывшего СССР во внешней торговле уменьшилась с 52,8% в 1992 до 46,9% в 1995 и 33,4% в первом квартале 1996. В 1995 на фоне общего снижения объема внешней торговли (экспорта на 60%, а импорта на 50%) произошло сокращение дефицита внешней торговли до 224,6 млн. долл. (в 1994 он составлял 363,2 млн. долл.).

Россия теперь занимает второе место по объему внешней торговли (18,1% в 1995). Доля России в грузинском экспорте сократилась с 67% в 1991 до 30,5% в 1995. Отрицательный торговый баланс сложился с Россией (2,25 млн. долл.), Туркменистаном (34,3 млн. долл.) и Азербайджаном (30,5 млн. долл.), что обусловлено импортом энергоносителей из последних двух стран. На Турцию в 1995 приходилось 21,6% объема внешней торговли и самый большой экспорт в объеме 80,2 млн. долл. Турция является вторым по величине (после России) импортером грузинских товаров. Это связано с хорошо налаженным транспортным сообщением с Турцией и благоприятными перспективами экономического развития этой страны. Между обеими странами не существует ограничений на торговлю, а граница фактически открыта. Многие продукты питания повседневного спроса (подсолнечное масло, маргарин, макаронные изделия, печенье, дешевые конфеты), а также большое количество одежды, обуви и широкий ассортимент электробытовых приборов импортируются из Турции. Огромные секторы местного потребительского рынка фактически находятся в руках турок.

Болгария также поставляет продовольственные и промышленные товары и занимает третье место среди импортеров Грузии. Второе место в импорте принадлежит Румынии (28,2 млн. долл. в 1995), поставляющей жидкое топливо. В структуре импорта преобладают жидкое топливо (28,2% общего импорта), природный газ (19,2%), хотя его доля в импорте резко снизилась, и продовольствие (18,3%). Структура грузинского экспорта не отражает структуру экономики и базируется на реэкспорте или продаже металлолома и сырьевых ресурсов из России. Так, черные металлы составляют 33,4% экспорта, при том что действующие в стране заводы, выпускают лишь 20-30% от прежнего объема производства. Экспорт различных химикатов (13,1 млн. долл.) превышает экспорт продовольствия (12,9 млн. долл.), которое в конце 1980-х годов являлось ведущей статьей экспорта. Доля напитков составляет 14,3% общего объема экспорта.

Все эти данные не отражают нерегистрируемые импорт и экспорт, которые, как известно, составляют значительную долю всего объема внешней торговли. Согласно оценкам, по крайней мере 70% медикаментов импортируется через частные нерегистрируемые каналы (главным образом из России, Болгарии и Польши). То же касается челночной торговли с различными свободными экономическими зонами (например, Объединенными Арабскими Эмиратами и др.), снабжающими Грузию высококачественными электробытовыми приборами, одеждой и другими потребительскими товарами.

Начиная с января 1997 импорт из стран СНГ не облагается таможенными пошлинами (за исключением нефтепродуктов, которые облагаются 20% налогом на добавленную стоимость и 12% таможенной пошлиной), а экспорт в страны СНГ облагается налогом на добавленную стоимость. Акцизные сборы распространяются на товары, импортируемые из стран СНГ.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):