Skip navigation

Что такое Газета: профессия - журналист? Значение gazeta professiya jurnalist, энциклопедия кольера

Значение термина «Газета: профессия - журналист» в Энциклопедии Кольера. Что такое газета: профессия - журналист? Узнайте, что означает слово gazeta-professiya-jurnalist - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Газета: профессия - журналист

Газета: профессия - журналист – К статье ГАЗЕТА

Объективность. В 18 и первой половине 19 в. газеты обычно отражали точку зрения одного человека - их издателя. Хорас Грили, один из самых талантливых и умных Журналист в Философском словаре'>журналистов Америки, начал издавать свою "грошовую" "Нью-Йорк трибюн" в 1841, беззастенчиво используя ее для выражения своих аболиционистских, вигских, а затем и республиканских воззрений. "Геральд" Беннета отражал симпатии издателя к Демократической партии. Генри Реймонд, который в 1851 основал "Нью-Йорк дейли таймс" ("New York Daily Times"), прямую предшественницу "Нью-Йорк таймс" ("New York Times"), стал заметной фигурой в Республиканской партии. Еженедельные выпуски этих нью-йоркских газет, особенно "Трибюн", имели множество читателей по всей стране, что придавало мнениям их издателей дополнительный политический вес.

Пламенный аболиционист Уильям Ллойд Гаррисон в 1831 начал издавать "Либерейтор" ("The Liberator"). Джон Руссворм и Сэмюэл Корниш в 1827 выпустили первую в США негритянскую газету "Фридомз джорнэл" ("Freedom's Journal"). "Мы желаем защищать наше дело, - писали они, - слишком долго от нашего имени говорили другие". Выдающийся негритянский писатель Фредерик Дуглас в 1847 начал издавать "Норт стар" ("The North Star") - "дабы вести борьбу с рабством во всех его формах и проявлениях".

Однако по мере того, как массовые тиражи превращали газеты в крупные предприятия с большим штатом сотрудников, их все меньше воспринимали как рупоры чьих-то мнений и все больше - как каналы информации. Развитие телеграфных агентств, которые снабжали своими материалами газеты различной политической ориентации, провоцировало отход от доминирования личных оценок в репортажах; этому способствовал и новый культ факта, обозначившийся в конце 19 в. в связи с ростом влияния позитивной науки и развитием реализма в художественной литературе.

Новомодное преклонение перед фактом было связано и с широким распространением после Гражданской войны репортажа в стиле "перевернутой пирамиды", когда отдельные факты вырывались из логической и хронологической цепочки, а наиболее существенные из них - кто, что, когда, где, а иногда и почему - выносились в начало статьи, в "аннотацию". Журналистика постепенно стала восприниматься как особое ремесло, подчиненное своим профессиональным стандартам. Первая школа журналистики была создана при университете Миссури в 1904. Американское общество газетных редакторов в 1923 выработало "Каноны журналистики", среди которых был и такой: "Сообщения о новостях должны быть свободны от мнений или пристрастий любого рода".

Разумеется, никакое человеческое высказывание не может быть полностью беспристрастным. Абсолютная объективность - недостижимая цель, ведь любая проблема имеет слишком много граней, одни и те же события - слишком много способов рассмотрения, чтобы их можно было адекватно представить в передаче новостей. Общепринятое предпочтение, отдаваемое факту перед личным мнением, не помешало "разгребателям грязи" - Линкольну Стефенсу, Айде Тарбелл и Джейкобу Риису - использовать газетные полосы, журналы и книги как орудие в борьбе с несправедливостями американского общества конца 19 - начала 20 вв.; точно так же и издатели, такие как Уильям Аллен Уайт, купивший в 1895 канзасскую "Эмпориа газетт" ("Emporia Gazette"), использовали свои издания в качестве рычага воздействия на американскую политическую жизнь. Тем не менее во второй половине 19 - первой половине 20 вв. газеты постепенно ограничили выражение мнений редакционными статьями и специальными "полосами мнений", стараясь исключить личные оценки из информационных материалов.

Сенсационность. Уже на заре газетной истории многие сообщения были посвящены преступлениям, кровопролитию, насилию, сексу - словом, разного рода сенсациям. Подобные сообщения можно обнаружить даже в древнеримских acta, в первых сборниках новостей и балладах-листовках, а также в первой американской газете "Паблик оккеренсиз". Однако в истории американской журналистики бывали периоды, особенно в пору бурного расширения читательской аудитории и обострения конкурентной борьбы, когда сенсационность играла слишком большую роль в подаче новостей, - отсюда упреки в упадке серьезности и торжестве дурного вкуса. Эра дешевых газет, начавшаяся в 1830-1840-х годах, была одним из таких периодов. Криминальная и скандальная хроника заполонила в те годы газетные полосы. Джеймс Гордон Беннет, любивший углубляться в детали кровавых убийств и распространять сплетни о сексуальных скандалах, в 1840 стал даже мишенью "моральной войны", развязанной против него рядом газет. Тем не менее его "Геральд" стал самой раскупаемой газетой США.

Второй период вспышки сенсационности в американской прессе начался в эпоху "новой журналистики" Джозефа Пулитцера. Пулитцер, основавший в 1878 "Сент-Луис пост-диспетч" ("St. Louis Post-Dispatch"), а в 1883 приобретший "Нью-Йорк уорлд" ("New York World"), был весьма напористым, требовательным и интеллигентным редактором, который развернул кампании в поддержку рабочих, иммигрантов и бедняков. Он проявил себя и как новатор, в частности в своей воскресной газете, где стали печататься специальные женские и спортивные полосы, а также первые цветные комиксы. Пулитцер понимал, что репортажи о насилии и сексе помогут увеличить тиражи - вот как, к примеру, звучали некоторые заголовки его газет: "Последняя ночь Коннетти", "Любовники малышки Лотты".

Уильям Рэндолф Херст, поклонник таланта Пулитцера, в 1887 взял бразды правления в газете своего отца "Сан-Франциско икзэминер" ("San Francisco Examiner"), а в 1895 купил "Нью-Йорк джорнэл". В борьбе за нью-йоркских читателей Херст и Пулитцер снизили цену своих газет до цента, перекупали друг у друга редакторов и репортеров и заполняли полосы своих газет репортажами о кровавых, скабрезных и диковинных происшествиях. Кроме того, Пулитцер и особенно Херст призывали к войне с Испанией из-за Кубы, вынося на первые полосы провокационные, нередко надуманные репортажи под аршинными заголовками. "Как вам нравится война "Джорнэл"?", - вопрошала газета Херста, как только началась испано-американская война 1898. Тиражи некоторых номеров обеих газет иногда достигали 1 млн. экз.

В ходе битвы между Херстом и Пулитцером за права на героя комиксов "Желтый Малыш" ("Yellow Kid") родился новый термин для обозначения дешевой сенсационности: "желтая пресса". Это была также эпоха "трюковой" журналистики: в 1889 Пулитцер отправил репортера Элизабет Кокрин, писавшую под псевдонимом Нелли Блай, в кругосветное путешествие, задавшись целью выяснить, можно ли обогнуть земной шар менее чем за 80 дней. Джеймс Гордон Беннет младший, возглавивший "Геральд" после смерти отца в 1872, послал Генри Мортона Стэнли в Африку на поиски Дэвида Ливингстона. Однако это было и время расцвета серьезной журналистики - военных репортажей Стивена Крейна и Ричарда Хардинга Дэвиса (их материалы печатались в "Джорнэл" и "Уорлд") и принципов газетного дела, которые исповедовал издатель Адольф Окс, который в 1896 купил "Нью-Йорк таймс" и придал ей не утраченную до сих пор респектабельность. Другим важнейшим новшеством того периода стало регулярное использование в газетных репортажах фотографий, начало чему было положено в 1897.

Стиль журналистики, внедренный Херстом и Пулитцером, с тем же успехом эксплуатировался в Лондоне Алфредом Хармсуортом, который в 1896 начал издавать "Дейли мейл" ("Daily Mail"). В 1903 он создал первую малоформатную газету-"таблоид" (термин позаимствован из фармацевтики) "Дейли миррор" ("Daily Mirror"). Когда Джозеф Паттерсон и Роберт Маккормик, владельцы "Чикаго трибюн" ("Chicago Tribune"), увидели "Миррор" Хармсуорта, выходившую ежедневно миллионным тиражом, они решили внедрить в США таблоидный тип газеты, и в 1919 в Нью-Йорке появилась "Иллюстрейтед дейли ньюс" ("Illustrated Daily News"), ознаменовавшая начало третьего периода в истории американской журналистики. Таблоиды вроде "Дейли ньюс" и ее конкурентов - "Дейли график" ("Daily Graphic") Бернарра Макфаддена и херстовской "Дейли миррор" - было удобно читать в вагонах новой городской подземки, и их полосы были заполнены криминальной и скандальной хроникой. В этот же период начали издаваться и другие таблоиды - "Лос-Анджелес ньюс" ("Los Angeles News"), "Филадельфия дейли ньюс" ("Philadelphia Daily News"), "Детройт дейли" ("Detroit Daily") и более серьезная "Чикаго таймс" ("Chicago Times"). К 1940 тираж "Нью-Йорк дейли ньюс" ("New York Daily News") достиг 2 млн. экз.

Именитые Автор в Бизнес словаре'>авторы. Многих крупнейших мировых писателей в начале их литературной карьеры работа в газете привлекала возможностью заработать деньги, завоевать широкую аудиторию или воздействовать на общественные недуги. В 1844 Хорас Грили нанял в "Нью-Йорк трибюн" даму-философа Маргарет Фуллер, участницу кружка трансценденталистов, и поручил ей писать рецензии и исследовать социальные язвы. Чарлз Диккенс в 1830-е годы работал репортером в "Морнинг кроникл" ("The Morning Chronicle") и писал очерки, в духе своих знаменитых романов, для лондонской "Ивнинг кроникл" ("Evening Chronicle"). В 1846 он основал и редактировал "Дейли ньюс" ("Daily News") в Лондоне. В 1862 Марк Твен писал, хотя и без особой радости, для "Территориал энтерпрайз" ("Territorial Enterprize") в Вирджиния-Сити (шт. Невада), в 1866 - для "Сакраменто юнион" ("Sacramento Union") и ряда других газет. Линкольн Стеффенс, разоблачавший в журнале "Маклюрз" ("McClure's") коррупцию в американских городах, в 1892-1897 работал репортером "Нью-Йорк ивнинг пост" ("New York Evening Post") и в 1897-1902 был редактором нью-йоркской "Коммершиал адвертайзер" ("Commercial Advertiser"). Чернокожий активист У.Дюбуа был корреспондентом "Спрингфилд рипабликен" ("Springfield Republican") и "Нью-Йорк эйдж" (New York Age"), а с 1910 стал издавать собственный журнал "Крайсис" ("Crisis"). Эрнест Хемингуэй перед Первой мировой войной был репортером "Канзас сити стар" ("Kansas City Star"), а после войны - иностранным корреспондентом "Торонто стар" ("Toronto Star").

Писатели Брет Гарт, Стивен Крейн и Теодор Драйзер также работали в газетах, и вообще журналистика дала немало крупных мастеров пера, в том числе Генри Менкена, Дэймона Раньона, Бена Хекта, Уолтера Липпмана, Дороти Томпсон, Эрни Пайла, Джона Херси, Эбботта Либлинга, Лилиан Росс и Томаса Вулфа.

Газетные концерны и слияния. "По моим оценкам, пройдет совсем немного времени - лет пять, может быть десять, и издательский бизнес в нашей стране будет контролироваться несколькими концернами - тремя, самое большее четырьмя", предрекал в 1893 издатель Фрэнк Манси. Прошло больше времени, да и выживших издательских фирм оказалось куда больше, но все же пророчество Манси в основном сбылось. В первой половине 20 в. количество газет в США начало стремительно уменьшаться, причем в этом процессе не последнюю роль сыграл тот же Манси. Когда-то в одном лишь Нью-Йорке насчитывалось 20 ежедневных газет, а к 1940 их осталось только 8; в том же году 25 американских городов с более чем стотысячным населением имели лишь по одной ежедневной газете. И все больше выживших городских газет принадлежали не местным издателям, а крупным общенациональным концернам.

Снижение числа городских газет создавало, безусловно, преимущества тем, кто выживал, поэтому в начале 20 в. все больше издателей стали объединяться со своими конкурентами или просто покупать их предприятия. В 1914 в Чикаго "Интер оушн" ("Inter Ocean") слилась с "Рекорд-геральд" ("Record-Herald") и назвала себя "Геральд". Затем в 1918 эта же газета слилась с "Икзэминер" ("Examiner"), и в Чикаго остались лишь две утренние газеты. В Нью-Йорке Манси объединил свою "Пресс" ("Press") с заслуженной "Сан", которую в 1868-1897 редактировал Чарлз Дэйна. В 1920 Манси присовокупил к своему концерну старую беннетовскую "Геральд" и "Ивнинг телегрэм" ("Evening Telegram"). В 1924 он продал "Геральд" владельцам "Трибюн" - так появилась "Геральд трибюн" ("Herald Tribune"). Затем Манси, которого уже прозвали "великим газетным палачом", купил "Глоб" ("Globe") и "Мейл" ("Mail"), в результате этой консолидации уничтожив обе газеты. Пожалуй, самой печальной потерей в этот период стала смерть нью-йоркской "Уорлд", которую наследники Пулитцера продали в 1931 концерну "Скриппс-Хауард ньюспейперс". Утренний выпуск "Уорлд" почил в бозе, а "Ивнинг уорлд" ("Evening World") слилась с "Ивнинг телигрэм", которую "Скриппс-Хауард" приобрел у Манси, и превратилась в "Уорлд-телегрэм" ("World-Telegram").

Первый в США крупный газетный концерн был создан Э.У.Скриппсом. К 1914 концерн "Скриппс-Макрей", который начал с издания "Кливленд пресс" ("Cleveland Press") и "Цинциннати пост" ("Cincinnati Post"), выпускал уже 23 газеты. Издания возникали, перекупались, сливались, продавались и умирали. К 1929 тот же концерн, переименованный в "Скриппс-Хауард", владел 25 газетами. Уильям Рэндолф Херст после успешного начала своей деятельности в Сан-Франциско и переезда в Нью-Йорк стал создавать аналогичную сеть. В 1904 Херсту принадлежало 6 газет, затем он начал быстро расширять свою империю: в течение 1917-1921 она увеличивалась на одну газету в год. В 1922 Херст добавил к своей сети еще 7 газет. К концу того же года помимо 20 ежедневных и 11 воскресных газет он владел двумя телеграфными агентствами, шестью журналами и кинокомпанией - это был первый конгломерат средств массовой информации, обладавший значительной политической властью, что многие в то время решительно не одобряли. В дальнейшем, однако, подобные конгломераты все больше разрастались.

Альтернативная журналистика и критика прессы. Даже при существовании в больших городах множества массовых ежедневных газет многие социальные группы считали, что они не отражают их мнений и интересов. Решением этой проблемы, особенно для иммигрантов, которые комфортнее чувствовали себя в родной языковой стихии, было издание собственных газет. Пожалуй, первым успешным иноязычным изданием в Америке была немецкая газета в Джермантауне под Филадельфией, в создании которой принимал участие Бенджамин Франклин. В Филадельфии в 1794-1798 выходила и ежедневная французская газета "Курьер франсэ" ("Courrier Franais"). Испаноязычные газеты появились в 1808 в Новом Орлеане и в 1813 в Техасе. Первая газета индейцев "Чероки феникс" ("Cherokee Phoenix") печаталась в Джорджии в 1828. Еврейская "Дейли форвард" ("Daily Forward") на языке идиш появилась в Нью-Йорке в 1897, а к 1923 ее местные издания выходили еще в 11 городах. В первые десятилетия 20 в. на волне мощной иммиграции возник емкий рынок иноязычных газет. Судя по статистическим данным, приводимым историками журналистики Эдвином и Майклом Эмери, в 1914 в США выходило 160 ежедневных иноязычных газет, а в 1917 Общий в Философском словаре'>общее число иноязычных газет достигло 1323.

Афроамериканцы, начиная с "Фридомз джорнэл" и "Норт стар", также искали альтернативу общенациональным газетам. Айда Уэллс боролась за права чернокожих и женщин в мемфисской "Фри спич" ("Free Speech"), а затем в "Нью-Йорк эйдж" ("New York Age") и "Консерватор ин Чикаго" ("Conservator in Chicago"). В 1905 стала выходить "Чикаго дифендер" ("Chicago Defender"), крупнейшая негритянская газета. В 1909 появилась нью-йоркская "Амстердам ньюс" ("Amsterdam News"), в 1910 - "Питтсбург курьер" (Pittsburgh Courier"). Среди первых женских газет - "Лайли" ("The Lily"), издававшаяся Амелией Блумер с 1849 по 1859, и "Революшн" ("The Revolution") Элизабет Стентон (1868-1871). Социалистические газеты в США также пережили период бума - в 1913 их общий тираж составил 2 млн. экз. Однако многие из этих газет, в том числе и "Нью-Йорк колл" ("New York Call"), сильно пострадали в годы Первой мировой войны после принятия закона о шпионаже, который лишил их почтовых льгот.

В попытке уйти от прессинга рекламодателей Ралф Ингерсолл в 1940 стал выпускать нью-йоркскую ежедневную "ПМ" ("PM") вообще без рекламы. После ряда перемен издательской политики и смены названия газета в 1949 прекратила существование. Журналист А.Ф.Стоун, публиковавшийся в крупнейших ежедневных газетах, решил, что единственный способ освободиться от ограничений - это начать издание газеты, где он будет издателем, редактором и автором в одном лице. Появившаяся в 1953 "А.Ф.Стоунз уикли" ("I.F. Stone's Weekly") предлагала своим немногим читателям разоблачительные материалы, которые были основаны на анализе правительственных документов и выдержаны в духе критики "холодной войны", чего не могли себе позволить крупные газеты того времени.

Движение против вьетнамской войны и культурные сдвиги 1960-х годов породили целый веер экспериментальных альтернативных газет, в том числе "Беркли барб" ("Berkeley Barb"), "Сан-Франциско орэкл" ("San Francisco Oracle"), чикагскую "Сид" ("Seed"), нью-йоркскую "Ист-Виллидж азер" ("East Village Other") и "Лос-Анджелес фри пресс" ("Los Angeles Free Press"). Старейшая и наиболее популярная в этом сонме радикальных газет - нью-йоркская "Виллидж войс" ("Village Voice") - была основана Дэниелом Вулфом, Эдуардом Фэнчером и писателем Норманом Мейлером в 1955.

С течением времени многие газеты умирали, те же, что выживали, прибирались к рукам крупными корпорациями, так что практика одностороннего освещения новостей в монополизированной прессе вызвала рост критики, пионером которой в конце 1940-х годов стал постоянный автор журнала "Нью-Йоркер" ("New Yorker") Эбботт Либлинг. "Свобода прессы существует лишь для тех, кто ею владеет" - это, вероятно, самое знаменитое из его изречений. В 1961 он заявил, что США, где ежедневные газеты тогда конкурировали лишь в 61 городе, обречены иметь "одногласую, одноглазую, монополизированную прессу". "С уменьшением количества и Разнообразие в Словаре синонимов'>разнообразия газетных голосов, - писал Либлинг, - уменьшается число и разнообразие репортерских глаз, что само по себе столь же плачевно". В 1961 начал выходить журнал "Коламбия джорнализм ривью" ("Columbia Journalism Review"), посвященный анализу и критике современной американской печати.

Телевидение - новый конкурент. В 20 в. американские газеты одержали массу побед. Они анализировали, и не без блеска, войны и политику, освещали, хоть и не всегда своевременно, социальные и технологические революции века. Журналистские расследования вроде расследования репортеров "Вашингтон пост" Боба Вудварда и Карла Бернстайна об участии Белого дома в уотергейтском заговоре, сыграли решающую роль в разоблачении и, быть может, в профилактике преступного поведения властей. "Вашингтон пост" ("Washington Post") и "Лос-Анджелес таймс" ("Los Angeles Times") стали важнейшими национальными органами печати, чьи репортажи и анализ политических событий в стране и мире играют значительную роль в процессе принятия политических решений; "Филадельфия инкуайрер" ("Philadelphia Inquirer"), "Майами геральд" ("Miami Herald") и "Бостон глоб" ("Boston Globe") дали многочисленные примеры репортажей и журналистских расследований, вызвавших широкий общественный резонанс; "Нью-Йорк таймс", которая на протяжении почти всего столетия была самой уважаемой и влиятельной газетой Соединенных Штатов, и "Уолл-стрит джорнэл" ("Wall Street Journal"), ежедневная деловая газета, ныне печатаются и продаются по всей стране. В 1993 тираж ежедневных выпусков "Нью-Йорк таймс" составил 1,2 млн. экз., а воскресного номера - 1,8 млн. экз. "Уолл-стрит джорнэл" в 1993 имела тираж ок. 1,9 млн. экз.

Тем не менее газетный бизнес, особенно в последние десятилетия, испытывает немалые трудности. Проблемы начались с появлением радио, которое в 1920-е годы составило конкуренцию газетам, став новым источником вестей и развлечений. Несмотря на предпринятые газетчиками попытки отлучить радиостанции от главного информационного агентства "Ассошиейтед пресс", радио добилось впечатляющих успехов, особенно после сообщений о японской бомбардировке Перл-Харбора и репортажей о "битве за Англию" 1940-1941. Но подлинный финал эры двухвекового господства газеты как основного поставщика новостей в Америке и остальном мире наступил после Второй мировой войны - с пришествием телевидения.

Сегодня типичная американская семья проводит у телевизора семь часов в сутки, и время для чтения газет резко сократилось. От конкуренции с телевидением особенно пострадали вечерние газеты, которые некогда были главным заполнением досуга в американских семьях; во многих больших городах они просто-напросто перестали выходить.

Издатели газет, понимая, что их читателям из телерепортажей уже известны самые сенсационные новости дня, стали больше внимания уделять очеркам и аналитическим материалам. А репортеры все реже применяли прием "перевернутой пирамиды". Вдобавок многие газеты обращались к новейшим технологическим достижениям и начали экспериментировать с доставкой читателям свежих номеров прямо на компьютеры, подключенные к телефонным линиям или кабельному телевидению.

Многие из уцелевших газет, как и предрекал Фрэнк Манси, принадлежат крупным общенациональным концернам - таким, как "Ганнет", контролировавший в 1993 году 83 ежедневных газеты, "Найт-Риддер" (29 газет), "Ньюхаус" (27 газет), "Скриппс-Хауард" (20 газет). Многие газетные корпорации владеют и другими средствами массовой информации, например, "Вашингтон пост компани" - журналом "Ньюсуик" ("Newsweek"), "Чикаго-трибюн компани" - несколькими радиостанциями. Их газеты контролируются не независимыми издателями, а корпоративными управленцами, имеющими и другие деловые интересы. Кое-кто из аналитиков прессы задается вопросом, сумели бы такие индивидуалисты, как Бенджамин Харрис, Бенджамин Франклин, Джеймс Гордон Беннет, Хорес Грили или Джозеф Пулитцер, найти свое место в современных конгломератах СМИ.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):