Skip navigation

Что такое Антиномизм? Значение слова antinomizm, энциклопедия кольера

Значение слова «Антиномизм» в Энциклопедии Кольера. Что такое антиномизм? Узнайте, что означает слово antinomizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Антиномизм

Антиномизм

от греч. anti, "против", и nomos, "закон". Антиномизм всегда был важной тенденцией христианской мысли. Еще апостол Павел утверждал, что "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28) и что "если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал 2:21). Под "законом" в данном случае понимаются заповеди и установления, содержащиеся в Торе, пяти первых книгах Библии. Павел доказывает, что установленная Торой практика обрезания, запреты, касающиеся пищи, празднование субботы и прочие правила не имеют религиозного смысла для христиан. Он рассматривает эти установления, вытекающие из заключенного Богом с Авраамом союза-завета, как временные и уже не имеющие силы после пришествия Христа.

Учение Павла может показаться призывом к моральной анархии, однако сам он отрицал такое толкование. Павел находит новые основания для нравственности, видя их не в системе правил поведения, а в преображении внутренней жизни христианина: "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны" (Гал 5:25). Согласно апостолу Павлу, христианин должен воздерживаться от безнравственных поступков не для того, чтобы подчиниться закону или избежать наказания, а потому, что - движимый Духом Святым - он хочет жить новой жизнью, в любви к Богу и к ближнему, и не хочет делать дурное.

В эпоху раннего христианства возник целый ряд сект, тяготевших к крайнему антиномизму. Многие гностики вообще отвергали еврейскую Библию, утверждая, что Творец, давший Закон евреям, - это не подлинный Бог, а некое низшее божество; некоторые же секты настаивали на том, что нарушение законов Торы даже необходимо для спасения.

Разумеется, ортодоксальное христианство признало еврейскую Библию, принятую в качестве "Ветхого Завета". Христианские богословы (такие, как Фома Аквинский, 1225-1274) различали в установлениях Торы заповеди трех типов: "моральные" законы (направленные против убийства, воровства, прелюбодеяния и т.д.), обрядовые установления (касающиеся пищи, обрезания и т.д.) и юридические законы (регулирующие отношения собственности или установление наказаний за преступления). Такого разграничения нет ни в самой Торе, ни у апостола Павла, однако христианские теологи ссылались на слова из Послания к Римлянам: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают... они показывают, что дело закона у них написано в сердцах" (Рим 2:14-15), отождествляя "моральные" законы Торы, изложенные в десяти заповедях, с "естественным" нравственным законом, регулирующим поведение человека в соответствии с разумом.

В эпоху Реформации антиномистские споры вступили в новую фазу. Лютер твердо придерживался учения апостола Павла об оправдании одной только верой, а не "делами закона". Вместе с тем в лютеранстве сохраняется представление о том, что десять заповедей были выражением естественного нравственного закона. Они считали этот закон полезным в трех отношениях: он удерживает неверующих от дурных поступков, побуждает верующих к покаянию и обеспечивает необходимое моральное руководство христианам, которые оправданы одной верой, но поведение которых в этой земной жизни еще не вполне изменилось. Некоторые последователи Лютера в своих антиномистских взглядах шли еще дальше учителя. Например, Агрикола (1499-1566) учил, что покаяние верующих вызывается не страхом перед Законом, а исключительно любовью к праведности, и считал, что христиане могут обойтись без знания десяти заповедей. Николай Амсдорфский (1483-1565) занимал еще более радикальную позицию, утверждая, что добрые дела вообще мешают спасению. Обе эти позиции отвергаются в умеренном лютеранстве.

Антиномистские споры эпохи раннего христианства и эпохи Реформации отражают постоянное колебание христианской мысли между утверждением свободы, о которой говорил апостол Павел: "стойте в свободе, которую даровал нам Христос" (Гал 5:1), и потребностью в этических нормах, которыми мог бы руководствоваться христианин, осуществляя свой нравственный выбор.

Энциклопедия Кольера
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Антиномизм» в других словарях:

Антиномизм

- - принцип и метод философского познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, пр... и еще 1 определение
Философский словарь

Связанные понятия: