Skip navigation

Что такое Вселенские? Значение слова vselenskie, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Вселенские» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое вселенские? Узнайте, что означает слово vselenskie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Вселенские

Вселенские

Вселенские соборы - Вселенский собор есть чрезвычайное "собраниепастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", илииерархическое представительство всех поместных самостоятельных(автокефальных) церквей, составляющееся с целью свидетельства об общейвере их, для утверждения истин вероучения, данных церкви Откровением ипотому несомненно верных для установления правил, обязательных во всейЦеркви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В.собор есть единственный верховный авторитет в вселенской Православнойцеркви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенскогозаконодательства. Он обладает свойством непогрешимости в своихопределениях и правилах; действие его власти простираются на всепоместные церкви и на все времена. авторитет его власти и свойствонепогрешимости основываются как на представительстве его от вселенскойцеркви, сознание которой выражается в его определениях; так, и ещеболее, на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий. В.собор отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В.собора, прежде всего, относится учaстиe в нем представителей всехпоместных церквей в лице предстоятелей их и епископов, или заместителейих, уполномоченных и посланных (легатов) от них. Нет необходимости,чтобы все епископы каждой поместной церкви были на В. соборе: каждаяцерковь посылала представителей по возможности, - по обстоятельствамцеркви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и неявляться; но необходимо для составления и образования В. собора, чтобысо стороны поместных церквей не было возражений против его созвания ибыло выражено согласие как на созвание, так и на определение его, - чемсвидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составомсобора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его.По учреждении патриаршеств, необходимым условием для состава В. соборапризнавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, илиуполномоченных от них, с грамотами, излагающими образ мыслей их попредметам занятий собора. - Вторым внешним признаком В. собора служитканоническая правильность в порядке созвания, состава, ведения деяний иобъявления определений его. В Римской империи В. соборы первых девятивеков созывались императорами, но по заявлениям от иepapxoв церкви, поих инициативе и с их согласия; почему участие Церкви в созвании В.собора необходимо. Может и имеет право церковь озаботиться, созваниемсобора и самостоятельно, посредством сношений между предстоятелямипоместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия вдеяниях В. соборов с решительным голосом имели епископы; пресвитеры же идиаконы могли участвовать на В. соборах или в качестве полноправныхчленов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами отсвоих епископов, или с правом совещательного голоса, если ониприсутствовала на соборах для помощи епископам в ведении прений серетиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деянийсобора и т.п. Присутствовали иногда и миряне - императоры, их сановники,представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уваженияк достоинству собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира,внешнего порядка и торжественности собора; но принимать участие введении деяний собора они не имели права. Порядок председательства на В.соборах и порядок мест для членов следует установленным, на основанииобычаев, правилам (IV всел. пр. 28 и Трулльского прав. 36) касательностарейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членамисобора; императору предоставлялось почетное председательство на соборе.Для действительности определений В. собора необходимо, чтобы члены введении деяний, в совещаниях, прениях, выражении своих мыслей и мненийподаче голосов и участии - окончательном решении вопросов пользовалисьполной свободой, чуждой стеснения. - определения и постановления В.соборов обнародовались и по распоряжениям соборов (III всел., прав. 1),и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам силагосударственных законов. Необходимым внешним признаком В. собора служиттакже признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от коихепископы, присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было наних представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно бытьединодушное и полное, всем составом ее - клиром и народом, в сознанииправильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений ипостановлений. Внутренние признаки достоинства В. собора суть: 1)согласие его вероучения и правил с св. Писанием, апостольским преданием,вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков; 2)единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого всепоместные церкви держались и держатся везде и всегда, и 3) свойственнаяв церкви только В. собору законодательная деятельность. Главный иисключительно свойственный церкви предмет деятельности В. собора естьсоставление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемыхобразцов вероучения, то есть облечение в точные и определенные выраженияистин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненноепроисхождение из откровения, отличающихся свойством непогрешимости инеизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви.Имея право составлять символы и догматы, В. собор обязан: хранитьпреданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновеннымот нововведений и изменений; отвергать вымышляемые людьми учения,противные истинному вероучению; избирать слова и выражения длясоставления образцов вероучения; отличать истинное христианское учениеот поврежденных мыслей, частных мнений и еретических заблуждений. Вразрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. собор иобладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской церкви,руководимый Духом Божьим. В. собору принадлежит право издавать правила(kanoneV), которыми устанавливается порядок устройства, управления,дисциплины и отношений церкви. Правила эти, не имея свойстванепогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В.собором, служат однако же выражением и свидетельством правосознания В.церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значениеруководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в нихизменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениямВ. соборов последующего времени; признаются, посему, непреложными инеизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместныхцерквей во все последующие времена. Но правила В. соборов могутподлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразномуприменению их в практике и неодинаковому приложению их пообстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов В. собор, взаконодательствах поместных церквей подчиняется общим началамзаконодательства в Православной церкви: положения, выражающие истиныхристианского вероучения, нравоучения и правосознания Вселенской церкви,сохраняются в поместных церквах, как древнецерковное предание; в своемсуществе и материальном содержании не подлежат изменениям; но в своихчастностях и подробностях выражаются сообразно условиям иобстоятельствам места и времени и потребностям местных церквей. ВПравославной церкви В. соборами признаются следующие семь: Никейский I325 г., Константинопольский 1 381 г., Ефеский 431 г., Халкедонский 451г., Константинопольский II 553 г., Константинопольсий III 680 - 691 г. иНикейский II 783 - 787 г. В праве Римско-католической церкви число изначение В. соборов определяется несогласно с правом Православнойцеркви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. соборовследующие 20-ть: Никейский 1 325 г., Константинопольский 1 381 г.,Ефеский 431 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III680 - 682 г., Никейский II 787 г., Константинопольсий IV 869 - 870 гг.,Латеранский 1 1123 г., Латеранский II 1139 г., Латеранский III 1179 г.,Латеранский IV 1215 г., Лионский 1 1245 г., Лионский II 1274 г.,Вьенский 1311 г., Констанцский 1414 - 18 гг., Базельский 1431 г.,Флорентинский 1439, Латеранский V 1512 - 1516, Тридентийский 1545 - 63 иВатиканский 1869 - 1870 гг. В то время, когда Западная церковь состоялав единении с вселенской Православной церковью, значение вселенскихсоборов, как по отличительным их признакам, так и по власти в церкви,понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оноПравославной церковью и в настоящее время. Но в средние века, в периодXII - XIV вв., во времена развития преобладания на западе Европывладычества римских пап, сложился особый тип соборов, которыеРимско-католической церковью называются вселенскими, но которые, посоставу своему и по содержанию деятельности, заключают в себе признакиобщих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: наэтих соборах римский папа получил признание с преобладающим пред всемииерархами христианской церкви значением. Бывшие в XV веке на западеЕвропы так называемые реформационные соборы - Констанцский и Базельский- признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие затем соборы, признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими,стремились возвратить папе средневековое преобладающие над нимизначение. На Ватиканском соборе, с провозглашением догматанепогрешимости папы, В. собор в Римско-католической церкви навсегдаполучил значение совета епископов при папе. Такое значение признается заВ. собором и в действующем праве Римско-католической церкви.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):