Skip navigation

Что такое Тертуллиан? Значение слова tertullian, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Тертуллиан» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое тертуллиан? Узнайте, что означает слово tertullian - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Тертуллиан

Тертуллиан

Тертуллиан (Квинт-Септимий-Флоренс) - знаменитый богослов; род. вКарфагене ок. 160 г.; получил юридическое образование и считалсяотличным юристом. Когда принял христианство и под влиянием каких мотивов-неизвестно, но к нему, вероятно, вполне применимо его же изречение:fiunt non nascuntur christiani, что явствует из его сочинения "De cultufeminaram". Был пресвитером, вероятно, в Карфагене; в полном расцветесил уклонился от католичества и впал в монтанизм (около 202 г.),которому оставался верен до конца жизни. Монтанизм как нельзя болеесоответствовал его страстному характеру и строгому образу мыслей. Умер вглубокой старости; год смерти неизвестен. Деятельность его совпала справлением Септимия Севера и Каракаллы. Скудные биографические сведенияо нем находятся в его сочинениях, а также у Иеронима и Евсевия.Сочинения Т. чрезвычайно важны для истории церкви и интересны вфилософском отношении. Они издавались несколько раз, напр. в Париже в1616 г. (J. Раmelii), там же в 1634 г. (Rigolti), в Галле в 1770 г.(Semler), в Лейпциге в 1852-54 гг. (Оеhlег). Некоторые ученые (Monceaux, "Les Africains", П., 1892; Boissier,"L'Afrique romaine", П., 1895; Герье, "Борьба за единство веры в IV в.","Вестник Европы", 1901, № 1) объясняют страстность африканских писателейи особенности их стиля свойствами жителей (берберов), воспринявшихчуждую им культуру - сначала семитическую (финикийскую), потом римскую иотчасти греческую. Т. - типичный христианский писатель начала III-говека на африканской почве. Множество бытовых черт, рассеянных всочинениях Т., делают их незаменимыми для историка культуры. Т.представляет характерный пример латинского, западного католическогописателя, занятого по преимуществу вопросами практическими, в отличие отспекулятивного направления восточных христианских писателей. Любопытенконтраст между Т. и его современником Оригеном. Последний воплотил всебе христианский идеализм, первый старается последовательно провестиматериализм, насколько он соединим с христианством. Ориген стоит замистическое понимание христианства, за аллегорическое толкование Св.Писания; Т. старается буквально понимать тексты. Оригена интересуют попреимуществу вопросы умозрительные, Т. - вопросы дисциплины,христианской жизни. Ориген имеет некоторый наклон в сторону гностицизма;Т. увлекся монтанизмом - прямой противоположностью гностицизма. Т.человек обширного образования, писавший и на греч. языке (греч. сочин.утрачены). Тон его сочинений почти всегда резкий, страстный,полемический; противников своих он не щадит, нередко прибегает кинсинуациям, к софистическим оборотам мысли. Стиль вполне соответствуеторигинальному характеру автора: неестественный, приподнятый, частонеправильный язык, трудный для понимания, но в то же время богатыйсравнениями и антитезами; мысль часто выражена настолько кратко и метко,что становится поговоркою. Т. - прямой предшественник бл. Августина,один из основателей западного латинского богословия; им впервые поднятыи разрешены некоторые догматические вопросы. Не все сочинения Т. дошлидо нас; в сочинениях его и у Иеронима имеются упоминания онесохранившихся его произведениях: "De spe idelium", "De paradiso","Adversus Apelleiacos", "De censu animae adversus Hermogenem", "Defato", "De ecstasi lib. VII" и др. К произведениям Т. относят и такие,которые, по всей вероятности, ему не принадлежат, напр. "De execrandisgentium diis". Все произведения Т. хронологически могут быть разделенына два периода: католические и монтанистические; по содержанию в том идругом периоде можно различать 3 группы - сочинения о христианской жизни, апологетические и догматические. Кнекоторым вопросам Т. возвращается, и это дает возможность определитьизменение его взглядов. При всей оригинальности Т., ему иногдаприходится повторять то, что было уже сказано Минуцием Феликсом иЮстином: это неизбежно при общности темы всех апологетов. Признаки, покоторым можно отнести сочинения Т. к периоду монтанизма, заключаются вупоминании пророчеств Монтана, Максимилы и Присциллы, ссылках наПараклит (Св. Дух), особом значении, признаваемом за постом, осуждениивторого брака и бегства во время преследований за веру, строгомотношении к вероотступникам (lapsi), жаждущим быть принятыми вновь вхристианскую общину, и, наконец, нападках на психиков (т. е. католиков).Строгое разграничение сочинений по указанным группам не всегда возможно,ибо некоторые сочинения, написанные в периоде монтанизма, имеют своейзадачей борьбу с гностицизмом и не заключают в себе ничего специфическимонтанистического. К первому периоду относятся сочинения Т., касающиесявнутренней христианской жизни, как то о молитве ("De оrаtione"),крещении ("De baptismo"), покаянии ("De poenitentia") и терпении ("Depatientia") -добродетели, которой сам Т. не обладал. В них мывстречаемся с первой попыткой комментирования Молитвы Господней. Смыслее Т. видит в духовной жертве, явившейся в отмену языческогожертвоприношения. Любопытны указания на обычаи первых христиан, в коихясно видны черты языческие и еврейские. Сочинение о крещении написанопротив ереси Гаяна, отрицавшего необходимость крещения. Т. смотрит накрещение как на своего рода магическое действие и воде приписываетособую роль как в мирообразовании, так и в особенности при крещении.Внешней христианской дисциплины касаются сочинения Т. о зрелищах ("Despectaculis") и об идолопоклонстве ("De idolatria"). Здесь Т. стараетсяопределить отношения христианина к язычникам. Идолопоклонство -величайший грех. Христианам запрещается заниматься искусствами иремеслами, служащими для украшения идолов, запрещается занятиеастрологией, так как она демонического происхождения; христиане недолжны воспитывать детей в языческих школах, не должны принимать участияв языческих праздниках, занимать должностей в языческом государстве и т.д. Одно из важнейших сочинений Т. - его апологетический трактат "Liberapologeticus", в котором он ведет весьма искусно защиту христианства. Ондоказывает, что преследование христиан со стороны государства неоправдывается законами самого государства, при чем ссылается наизвестное письмо императора Траяна к Плинию, запрещающее розыскхристиан. Взводимые на христиан обвинения в тайных преступлениях ни начем не основаны; язычники, преследующие христиан за непочитание богов, всвоих богов более не верят. Истинная сущность языческой религии -демонизм, т. е. прямая противоположность вере в божественное начало.Прямое доказательство истинности христианства заключается в нравственномвозрождении людей, принявших христианство. Мнение, распространенноесреди язычников, что все несчастия в истории объясняются ролью христиан- ложно. В сочинении "De testimonio animae" Т. требует свободы совести исвободы церковной. Он утверждает, что христианство не имеетполитического характера и потому не может быть рассматриваемо какантиправительственная секта. В заключение Т. рассматривает христианскоеучение по сравнению с языческой философией; справедливая оценкахристианской морали чередуется с суровыми приговорами над языческойфилософией, созданной демонами и не давшей никакого познания; если вязыческой философии и встречаются проблески истины, то они заимствованыиз св. Писания. Эти суждения не отличаются от того, что говорили Татиани др. апологеты. К первому же периоду деятельности Т. относятсясочинения об украшениях женщин, о Второй? Узнать в Словаре синонимов. Второй - это...'>втором браке. Вопрос о смешанныхбраках и о втором браке должен был, по необходимости, занимать первыххристианских писателей - и Т. к нему возвращается в сочинении,написанном поздние. Видное место в деятельности Т. занимают сочиненияпротив еретиков: в трактате "De praescriptione haereticorum" он ересьрассматривает как зло, допущенное Богом, и проистекающее по преимуществуиз философии. Всякая ересь есть новшество, которое не может бытьобосновано учением апостольским. Ко второму периоду творчества Т.относится: "De corona militis", "Ad Scapulam", "De fuga inpersecutione", "Scorpiace", "De pallio", "De virginibus velandis", "Dеexhortatione castitatis", "De jejunio adversus psychicos", "Demonogamia", "De pudicitia", "Adversus Hermogenern", "AdversusValentinianos", пять книг "Adversus Marcionem", "Adversus Praxeam", "Deanima", "De carne Christi", "De resurrectione carnis". Характерныйпринцип монтанизма заключался в признании, что откровение Спасителя иапостолов еще не закончено, а завершается последовательно благодарявоздействию Св. Духа. В сочинениях, трактующих об отношениях христиан кязычникам, Т. тщательно старается об устранении всего языческого. Напр.он защищает (в сочинении "De corona militis") солдата христианина,отказавшегося возложить на свою голову венок. Он порицает христиан,старающихся бегством спастись от мученичества, требует, ссылаясь наПисание, природу и церковную дисциплину, чтобы христианские девушкиносили не только на улицах, но и в церкви покрывало, запрещаетвступление во второй брак, требует поста, ставшего необходимымвследствие того, что Адам вкусил запретного плода, но полезного и каксредство предохраняющее от гнева Божия. В трактате о стыдливости ("Depudicitia") Т. устанавливает 7 смертных грехов (delicta ad mortem:yбийство, идолопоклонство, обман, вероотступничество, богохульство,прелюбодеяние и разврат). Только грехи, совершенные до крещения, могутбыть Церковь? Узнать в Религиозном словаре. Церковь - это...'>церковью прощены; после крещения церковь может прощать лишь легкиегрехи (remissibilia), но не смертные (non remissibilia); первыезаслуживают наказания, вторые - вечного осуждения; лишь божественноемилосердие может дать прощение смертного греха. И мученики за веру немогут отпускать смертных грехов. Сочинения Т. против ереси Гермогена,Валентина и Маркиона имеют большое значение для истории церкви и ересей.Т. любит настаивать на противоположности нравственности и чувственности,божественного откровения и человеческого разума. Учение Христа сделалоизлишней любознательность; Евангелие уничтожило необходимость в науке.Христианин не должен спрашивать и искать большего, чем то, что разрешеноапостолам. Всякий христианин-ремесленник нашел Бога, в то время какПлатон утверждает, что трудно найти строителя Mиpa. Противоположностьверы и знания выразилась в знаменитой формуле Т.: credo quia absurdumest. Из древних писателей только стоики, в особенности Сенека, нравятсяТ. Причина этой симпатии понятна; в мышлении Т. мы встречаемся спопыткой соединить такие же противоположности, какие соединяли стоики,т. е. супранатуралистические тенденции с крайним материализмом. В этикеу Тертуллиана тенденции дуалистические, в теории познания -сенсуалистические, в психологии - материалистические. Чувства необманывают, все существующее - телесно; даже Бог, сотворивший из ничегоматерию, имеет тело; бессмертная Душа точно также телесна. Nihil estincorporale nisi quod non est. Если б Душа не была телесной, она немогла бы влиять на тело. Душа ребенка переходит от отца через семя.Таким образом Т. является представителем традуцианизма, впротивоположность креатианизму (творению души) и теории Платона опредсуществовании. Все души людей суть отпрыски души Адама. Качествадуши наследственны, чем и объясняется первородный грех. Бог един, вечен,свободен; Св. Дух произошел из Бога, как луч солнца из Солнца. Богпервее Сына, но не по времени, ибо время возникло лишь вместе с миром.Mиp не вечен, а сотворен Богом из ничего. Литература. Fr. Boehringer, "Die alte Kirche" (III т., 2 ч.,Штутгарт, 1873); Schanz, "Geschichte der roemischen Litteratur" (Мюнхен,1896, III ч.); "Тертуллиан и его сочинения" (СПб., 1842); К. Попов,"Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала егобогословия" (Киев, 1880); Николай Штернов, "Тертуллиан, пресвитеркарфагенский" (Курск, 1889). Э. Р.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Тертуллиан» в других словарях:

Тертуллиан

- (Tertullianus) Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 200) -христианский теолог и писатель. Подчеркивая пропасть между библейским...
Энциклопедический словарь

тертуллиан

- (полное имя Квинт Септим Флорент Тертуллиан) (ок. 155-245), христианский богослов, родился в Карфагене ранее 160, в семье центу...
Энциклопедия Кольера

Связанные понятия: