Теофраст –
Теофраст оставил большое количество сочинений, из которых до насдошли лишь немногие. Нисколько более или менее крупных выдержек изсочинений приводятся различными древними авторами - доксографами. Дошлидо нас: 1) 9 книг о растения и о их принципах ботаническое сочинение,равного коему по значению нет ни в древности, ни в средние века; 2) окамнях - отрывок минералогич. сочинения, трактующий о резьбе камней; 3)характеры - наиболее известное из сочинений Т., вдохновившее Лабрюера;представляет попытку индивидуальной характеристики пороков и комическихсвойств, написанную, как это доказал Казаубон, под влиянием аттическогосценического искусства (Т. был другом Менандра) и имеющую значение дляизучения аттической сцены; 4) об ощущениях - отрывок из истории физикиТ., в котором изложены теории ощущения, бывшие в ходу до Т., и ихкритика; 5) метафизика - отрывок, трактующий о началах бытия,соответствующий второй книге Аристотелевской Метафизики. Т., в общем,следовал за своим учителем Аристотелем, стараясь лишь быть егоистолкователем и пополнять его пробелы; по-видимому, естествознаниевсего больше интересовало Т. Опыт, для Т., является основой философии. Влогических учениях Т. не отступал от Аристотеля. Вместе с Эвдемом онввел в логику учение о гипотетическом и разделительном умозаключении. Подошедшим до нас отрывочным сведениям, о метафизики Т. нельзя составитьсебе ясного понятия; видно только, что некоторые пункты метафизикиАристотеля затрудняли Т., в том числе и телеологическое воззрение наприроду. Некоторое отступление от Аристотеля замечается у Т. в учении одвижении, которому Т. посвятил особое сочинение. Возражал Т. также ипротив Аристотелевского определения пространства. Вместе с АристотелемТ. отрицал возникновение мира. В особом сочинении Т. защищал свободуволи. В этике Т., по сравнению с Аристотелем, придает большее значениевнешним благам; тем не менее, упреки, которыми Т. осыпали стоики заотступления от Аристотелевской этики, несправедливы. До сих пор хорошеймонографии о Т. и хорошего полного издания его сочинений не существует.Казаубон (в 1592 г.) написал комментарий на "Характеры" Т. Историейфизики Т. занимался Н. Диедьс ("Doxographi Graeci", Б., 1889, стр. 102 ислед.); ему же принадлежит исследование: "Theoprastea" (Б., 1883). Э.Р.