Сенат –
Сенат в императорское время. Внешние формы, выработанные С. для своихдействий, сохранились, в общем, и при принципате, но значительноизменились состав и компетенция С. Во время перехода от республики кпринципату С. значительно возрос в своем составе, вследствиенеограниченности магистратских компетенций Цезаря и триумвиров. Август вдва приема (в 29 и 18 г. до Р. Хр.) свел число сенаторов до нормального,т. е. до 600; и впоследствии он несколько раз пересматривал спискисенаторов. Регулярное пополнение С. оставалось, однако, то же: как ипрежде, в его состав вступали все бывшие магистраты; более точнаянормировка прохождения магистратур привела к установлению минимальноговозраста для поступления в С. (не ранее 25-ти лет). Влияние императорана состав С., кроме упомянутого пересмотра списков, ограничивалось егоправом рекомендовать кандидатов в магистраты и принимать в состав С.желательных ему лиц (adiectio), с дарованием им прав бывшего магистрата(консула, претора и т. д.). Наконец, он же следил за тем, чтобы сенаторимел установленный при Августе ценз в 1000000 сеет. При Домицианецензорская власть, а следовательно и право изгонять из С., сделаласьвсецело прерогативой императоров. Влияние народа на состав С.окончательно прекратилось, когда при Тиберии выбор магистратов перешел кС. Еще важнее было изменение общего Положение? Узнать в Бизнес словаре. Положение - это...'>положения С. За С. было признанофактически отвоеванное им от магистратуры право на управлениегосударством; ему даже даны были новые прерогативы - судебная власть,право выбора магистратов, право законодательства, - т. е. теоретическинаряду с императорской властью была создана другая, делившая с неюкомпетенцию; ярче всего новое положение дел выражается в моммзеновскомтермине дгархия. При всем том С. фактически потерял почти совершенносвое влияние на ход государственных дел, так как фактическая властьнаходилась в руках принцепса, имевшего право вмешиваться во все дела,входившие в состав и прежней, и новой компетенции С., и решать их посвоему усмотрению. Из своих прежних прав С. формально сохранил своеправо совета, по изменившееся положение дел освободило магистрата отобязательства испрашивать советы С. То, что составляло основу могуществаС. при республике - право совета в военных. иностранных и финансовыхделах - фактически ушло от него, так как эти вопросы перестали в немобсуждаться. Менее ощутительно, чем в военных и иностранных делах, этосказалось на финансовой компетенции. Деление провинции на императорскиеи сенатские, признание за С. права на распоряжение aerarium Saturniнесколько затемнили тот факт, что большинство финансовых дел постепенно,через выделение, перешли в руки принцепса. Из новых прав правоуголовного суда, при фактической зависимости С. от императора, теряловсякое политическое значение; право выбора магистратов и пополнение С.было иллюзией, В виду права императора на commendatio и adiectio; правозаконодательства ограничивалось узкими рамками, важнейшие дела(отношения к внеримскому Миру, война, мир, договор и т. п.) перешли кимператору; право дарования римского гражданства и право регулировкиотношения общин к Риму также сосредоточилось в руках императора.Наконец, с сенатским законодательством могущественно конкурируютимператорские эдикты и constitutiones, хотя формально они и неидентифицируются с законами. Все эти ограничения С. ведут к тому, чтороль его и политическая, и административная постепенно сводятся на нет;те области, где он еще как будто сохраняет кажущийся суверенитет - т. е.сенатские провинции и некоторые части финансового управления -постепенно уходят от него, вследствие стремления императоровнивелировать администрацию империи, и положение С. после Диоклетианаесть только узаконение совершившегося факта. Теперь С. даже уже несовещательный орган императорской власти, а только "место публикацииимператорских законов"; рядом с этим он сохраняет еще компетенциюгородского совета двух столиц - Рима и Константинополя. См. Mommsen,"Romisches Staatsrecht" (III, 2). Взгляды Моммзена оспаривает WiIlems("Le senat de la Repubinque rom.", т. I - II) не всегда основательно;ср. его же, "Le droit public romain" и другие руководства по римскомугосуд. праву, а также Bloch, "Les origines du senatromain", и Lecrivain,"Le senat romain depnis Diocletien" ("Biblioth. de l'ecole franaise",fasc. 29 и 52). М. Ростовцев.