Skip navigation

Что такое Риторика? Значение слова ritorika, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Риторика» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое риторика? Узнайте, что означает слово ritorika - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Риторика

Риторика

Риторика (rhtorikh teknh) - в первоначальном значении слова наука обораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообщетеория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школахсофистов, главной задачей которых было чисто практическое обучениекрасноречию; поэтому их Р. заключала много правил, относящихсясобственно к стилистике и грамматике. По словам Диогена Лаэртского,Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинениекоторого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и издругих источников мы знаем, что первый трактат по Р. принадлежал ученикуЭмпедокла. Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическомуоратору и адвокату. У него мы находим любопытное определение:"красноречие есть работница убеждения (peiJouV dmiourgoV); он первыйделает попытку установить деление ораторской речи на части: вступление(proormion), предложение (katastasiV), изложение (dihghsiV),доказательство или борьба (agwn), падение (parekbasiV) и заключение; онже выставил положение, что главная цель Оратор? Узнать в Историческом словаре. Оратор - это...'>оратора - не раскрытие истины,но убедительность при помощи вероятного (eikoV), для чего чрезвычайнополезны всякие софизмы. Труд торакса до нас не дошел, но древниеписатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славойпользовался так наз. крокодилит. Ученик Коракса, Тизий, развивал ту жесистему софистических доказательств и главным средством преподавания Р.считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышелславившийся в свое время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона,"открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малоепредставить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новоепризнать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивыемнения". метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов;каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучшихораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения.Горгию принадлежал любопытный трактат "о приличном случаю" (peri toukairou), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективныхсвойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощинасмешки уничтожать серьезные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать сдостоинством. Красивое говорение (euepeia) Горгий противопоставлялутверждению истины (orJoepeia). Он много содействовал созданию правил ометафорах, фигурах, аллитерации, параллелизме частей фразы. Из школыГоргия вышли многие знаменитые риторы: Поль Агригентский, Ликимний,Фразимах, Эвен, Федор Византийский; к тому же стилистическомунаправлению принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый ораторИсократ, разработавший учение о периоде. Направление этой школы можноназвать практическим, хотя она в подготовила богатый психологическийматериал для выработки общих теоретических положений об ораторскомискусстве и этим облегчила задачу Аристотелю, который дает в своейзнаменитой "Риторике" (перевод Н. Н. Платоновой, СПб., 1894) научноеобоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чистоэмпирическими приемами. Аристотель значительно расширил область Р.,сравнительно с обыденным в то время воззрением на нее. Так как дар речи,- говорит он, - имеет характер всеобщности и находит применение присамых разнообразных случаях и так как действие при подавании совета, привсякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица илидля целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существуодинаково, то Р. так же мало, как и диалектика, имеет дело скакой-нибудь одной определенной областью: она обнимает все сферычеловеческой жизни. Риторикою, понимаемою в таком смысле, пользуются всена каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихсяжитейских нужд отдельного человека, так и в делах государственнойважности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человекаили отговаривать его от чегонибудь, он необходимо прибегает к помощи Р.,сознательно или бессознательно. Понимая таким образом Р., Аристотельопределяет ее как способность находить возможные способы убежденияотносительно каждого данного предмета. Отсюда ясна и цель, которуюпреследовал Аристотель в своем трактате: он хотел, на основаниинаблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем долженруководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо вчем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части:первая из них посвящена анализу тех принципов, на основами которыхоратор (т. е. всякий говорящий о чемнибудь) может побуждать кчему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чегонибудь, можетхвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личныхсвойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушитьдоверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели,т. е. уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной,технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь отех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и опостроении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний повопросу о взаимодействии оратора и среды (напр. о значении юмора,пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков), благодаря прекрасномуанализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля неутратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияниена все последующее развитие европейской Р.: в сущности некоторые изпоставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметомнаучного исследования, причем, конечно, должен применяться тот жеэмпирический метод, которым пользовался Аристотель. Приняв многиеположения Аристотеля, как догматические истины, Р., однако - и в Греции,и, позднее, в Зап. Европе, - сильно уклонилась как раз от его методаисследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, покоторому шли софисты. У греков мы видим после Аристотеля дванаправления: аттическое, заботившееся преимущественно о точностивыражения, и азиатское, ставившее задачей занимательность изложения ивыработавшее особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующийсравнениями и метафорами. В Риме первым последователем этого азиатскогонаправления был Гортензий, а впоследствии к нему примыкает Цицерон,высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма,наиболее изящным представителем которого в римской литературе можносчитать Цезаря. Уже в это время можно видеть в трудах некоторых риторовзарождение теории трех стилей, высокого, среднего и низкого, развитой всредние века и в эпоху возрождения. Цицерону принадлежит немалое числотрактатов об ораторском искусстве (напр. "Brutus", "Orator"), а наиболееполное выражение римская Р. получила в трудах Квинтилиана;оригинальностью она никогда не отличалась. В эпоху борьбы христианства сантичным язычеством создается наука о христианском ораторстве,достигающем блистательного развития в IV и V вв. по Р. Хр. Втеоретическом смысле она почти ничего не прибавляет к тому, чтовыработано древностью. В Византии приемы Р. ближе всего подходят казиатскому направлению, и в таком виде эта наука передается и древнейРуси, где прекрасные образцы ее влияния мы можем видеть в произведенияхмитрополита Иллариона и Кирилла Туровского. На Западе Р. держитсянаставлений Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана, при чем эти наставленияобращаются в непререкаемые правила, и наука становится каким-тозаконодательным кодексом. Этот характер утверждается за европейской Р.особенно в Италии, где, благодаря встрече языков латинского научного иитальянского народного, лучше всего себе находит применение теория трехстилей. В истории итальянской Р. занимают видное место Бембо иКастильоне, как стилисты, а законодательное направление особенно ярковыражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоитв охранении чистоты языка. В произведениях, напр., Спероне Сперонизаметно подражание приемам Горгия в антитезах, ритмическом строенииречи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождениеаттицизма. Из Италии это направление передается Франции и другимевропейским странам. Создается новый классицизм в P.. находящий самоелучшее выражение в "Рассуждении о красноречии" Фенелона. Всякая речь, потеории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), илиживописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном,ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако,нагромождать искусственные украшения. Надо во всём стараться подражатьдревним; главное - ясность и соответствие речи чувству и мысли.Интересные данные для характеристики французской Р. можно найти и вистории французской академии и других учреждений, охранявшихтрадиционные правила. Аналогично и развитие Р. в Англии и Германии втечение всего XVIII стол. В нашем веке развитие политического и другихвидов красноречия должно было привести К упразднению условных,законодательных правил ораторского искусства - и Р. возвращается к путинаблюдения, намеченному Аристотелем. Расширяется и понятие о науке: так,у Ваккернагеля Р. заключает в себе всю теорию прозы и распадается на дваотдела (повествовательная и поучительная проза), при чем из Р.окончательно исключаются замечания о стиле, так как они одинаковоотносятся и к поэзии, и к прозе, и потому составляют особый отделстилистики. В России, в допетровский период развития литературы, Р.могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число еепамятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистическиезамечания в Святославовом Изборнике, любопытный трактат XVI в.: "Речьтонкословия греческого" (изд. общ. любит. древн. письменности) и "Наукуо сложении проповедей", Иоанникия Голятовского. Систематическоепреподавание Р. начинается в юго-западных духовных школах с XVII в., причем учебники - всегда латинские, так что оригинальной обработки в нихискать не приходится. Первым серьезным русским трудом является"Риторика" Ломоносов? Узнать в Энциклопедическом словаре. Ломоносов - это...'>Ломоносова, составленная на основании классических авторов изападноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положенийряд примеров на русском языке - примеров, извлеченных частью изсочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своем"Рассуждении о пользе книг церковных", применяет к русскому языкузападную теорию трех стилей. В виду того, что область красноречия вРоссии ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, Р.совпадает у нас почти всегда с гомилетикой; по светской риторике мыимеем чрезвычайно мало трудов, да и те не отличаются самостоятельностью,как, напр., руководства Кошанского. Научная разработка Р. в том смысле,как она понимается на Западе, у нас еще не начиналась. Ср. Cbaignet, "Larhetorique el, son histoire"; Egger, "Histoire de la critique chez lesanciens Grecs"; Wackernagel, "Poetik, Rhetorik uad Stilistik"; Philippi,"Die Kunst der Rede"; Сумцов, "Иоанникий Голятовский"; Пекарский,"История академии наук"; Сухомлинов, "История Российской академии". А. Бороздин.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Риторика» в других словарях:

Риторика

- (греч. rhetorike) -1) наука об ораторском искусстве и шире - охудожественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение матери...
Энциклопедический словарь

Риторика

- Ж. греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов,...
Словарь Даля

Риторика

- Напыщенная и бессодержательная речь. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Риторика

- — наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение... и еще 1 определение
Исторический словарь

Риторика

- (греч.: ????? - оратор) - первоначально: теория красноречия, наука о правилах и приемах убеждения. Традиционно считается, что Р.... и еще 2 определения
Философский словарь

РИТОРИКА

- И, ж. 1. В античности и в последующие времена: теория и искусство красноречия..
Словарь иностранных слов

риторика

- Еще у Аввакума 263, др.-русск., ст.-слав. риторики (Супр.). Из греч. (). См. реторика (Фасмер, Гр.-сл. эт. 166; Грот, Фил. Раз. 2,...
Этимологический словарь Фасмера

риторика

- РИТ'ОРИКА (или реторика), риторики, мн. нет, ·жен. ( ·греч. rhetorike). 1. Теория ораторского искусства, красноре...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: