Skip navigation

Что такое Ренан? Значение слова renan, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Ренан» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое ренан? Узнайте, что означает слово renan - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ренан

Ренан

Ренан (Жозеф Эрнест Renan) - знаменитый французский филолог иисторик, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. вдетстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранилдружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви,отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. впарижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), котороюуправлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу. Это было небольшое, ноблестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики,по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился ссветской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на негоособенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не былофилософского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделениебольшой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философиейнанесло первый ударь его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri",метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира" - но он оставалсяеще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая,что для этого нет надобности воровать во все то, чему будешь учить. В1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпицияи увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира(Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейскойграмматики в семинарии и позволено слушать в университете лекциизнаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светилокатолической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научнойкарьере Р., повели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, ане философ по натуре. Р., после ближайшего ознакомления с библейскойкритикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры,вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии,только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближенияцерковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своемрешении, несмотря на все увещания своих прежних профессоров ируководителей. "Я не из тех - читаем мы в его "интимных письмах", -которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бынаучному результату они ни пришли.... Но в русских фамилий. Настоящий - это...'>настоящее время я не могуверить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привестименя к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудьматериально устроиться, Р. принял место репетитора в Иезуитскойподготовительной школе св. Станислава, но остался там лишь три недели,так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободумысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся содним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствииученым Вертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Несмотря на многочисленность занятий в пансионе. Р. продолжал изучениевосточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получилместо профессора философии в версальском лицее. В том же году онпредставил в акад. надписей рукопись своего первого ученого труда -"истории семитических языков" ("Histoire generale des languessemitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не толькопо филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попытокизучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. малоинтересовался политическими и социальными вопросами. Февральскаяреволюция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в немособых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de lascience"), составленной в конце 1848 и в 1849 г., он проводит мысль, чтонельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как онобыло бы хуже победы франков и вандалов: народ, однако, слишком силен,чтобы находиться в подчиненном положении: поэтому необходимо поднять ипросветить его. К этому времени относятся работы P.: "Eclaircissementstires des langues smitiques sur quelques points de la prononciationgreque" (П., 1849) и "Sur l'etude du grec dans l'occident au mоyen age",за которые он получил от академии надписей командировку для научныхзанятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. окритической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIXст. - писал он тогда - будет иметь заглавие: Критическая история началхристианства ("Histoire critique des origines de Christianisme").Удивительный труд! я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будеттрудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть илироковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италиивозбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие вэстетическом отношении, а научным результатом командировки была егодокторская диссертация: "Averroes et l'Averroisme" (П., 1852). Побывавоколо этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в однойсемье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место принациональной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитическихязыков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. Заэтот период времени он поместил целый ряд статей по морали и историирелигии в "Journal general de l'instrucеion publique", в "Revueasiatique", в "Journal des Debats" и в "Revue des deux Mondes". Этистатьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoirereligieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859),создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р.женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил всостав редакции "Journal des Debats". Журнальная работа не отвлекла Р.от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова иПеснь Песней и написал "Nouvelles considerations sur le caracteregeneral des peuples semitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и вCollege de France освободилась кафедра еврейского языка и библейскойэкзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, номинистерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и НаполеонIII, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной дляархеологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этойкомандировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. подзагл.: "Mission de Phenicie". Его раскопки не особенно расширили нашисведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлениемвиденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de Jesus", в еепервоначальной форме, имея под руками только новый Завет и сочиненияИосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором вCollege de France, но при условиях крайне для него невыгодных:товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым; двори церковь - еретиком, либералы - отступником, продавшимся Наполеону III.Его вступительная лекция (изданная под заглавием : "De la part despeuples semitiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) былавстречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественнойманифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительноизложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановленпосле первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'hebreu auCollege de France", H., 1862), но протест его остался без последствий.Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное местов национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедрыимператорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколькоработ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progres de lalitterature orientale et sur les ouvrages relatifs a l'Orient" (Пар.,1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des originesdu christianisme", доставившей ему всемирную известность, "Vie de Jesus"(Н., 1863), "Les Apotres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Каккритик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, накоторых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая исильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественнойобрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современныхрелигиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучивсовременную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще разпутешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине началохристианства в ранний период его истории. Отсюда захватывающий интересего книг, отсюда же и коренной их недостаток - крайний субъективизм имодернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-хгодов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написалкнигу, посвященную текущей действительности ("Questions contemporaines",Н., 1868), и в 1869 г. поставил в д-те Сены и Марны свою кандидатуру взаконодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, вдухе своего друга принца Наполеона, и так резюмировал свою программу:"свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В этовремя, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка вCollege de France, и Р. во второй раз поставил свою профессорскуюкандидатуру, но безуспешно, что не помешало ему за несколько месяцев допадения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France",П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю.Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р.,но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкойфилософии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считалвозможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу,протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал нанеобходимости совместного действия против общего врага цивилизации -славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, ссвоим Ответ? Узнать в Словаре эпитетов. Ответ - это...'>ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другимпредставителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при которомне могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р.радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. Сдругой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральномуцезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раныФранции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принцНаполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Своиполитические впечатления Р. изложил в книге "Reforme intellectuelle etmorale" (П., 1871) самой характерной для Р., как политика. Во времякоммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques",с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой вторжество идеала, который будет богом и в то же время результатомэволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим,он написал здесь 4-й том своих "Origines" - "Antechrist", за которымвскоре последовали и три остальные тома ("Les Evangiles", "L'eglisechretienne", "Marc Aurele"), в которых сильно заметно влияние на авторапоследних событий, заставивших его обратить особенное внимание насоциально-политическую сторону истории христианства. Между тем ещеправительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в College deFrance, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев.Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions cemiticarum (первыйвыпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Экклезиаста, свведением и комментариями; и "История народа израильского" (Нistoire dupeuple d'lsrael", 5 том., Н., 1893), второе главное основание всемирнойизвестности Р. Это последнее произведение отличается теми жедостоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": тоже художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот жепроизвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явленийпрошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступаетнемецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. былизбран членом франц. академии; в 1882 г. - президентом азиатскогообщества, в 1884 г. - администратором College de France. В 1883 г.появились его "Souvenirs d'enfance el de jeunesse", очень важные для егоранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости.Такое же значение имеют его "Feuilles detachees". Между 1878 и 1886 гг.появились его "Философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Lepretre de Nemi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились егополитические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные чертыэтих драм - крайний скептицизм по отношению к некоторым нормамнравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т.е. с демократией. "По существу Калибан - говорит Р. - оказывает намболее услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами ипапскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г. См. Rons, "Ernest R."(П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898). М. Корелин. Литература. В русск. переводе из соч. Р., помимо заграничного издания"Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в видеотдельных брошюр ("О происхождении языка", Ворон., 1886; "Что такоенация", СПб., 1886, 2 изд. 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Местосемитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "РазорениеИерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в"Эпохе", 1864, №7; "Конец античного мира", из "Marc Aurele et la fin dumonde antique", в "Деле", 1882, № 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничн.Вестнике", 1882, №1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе",1883, №4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакц.В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перев. В. Штейна,СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Сев.Вестнике", 1890, №7; "Трепальщик льна", в "Русск. Обозрении", 1893, №5;"Эмма Козилис", ib., №6). Литература о Р.: Desportes et Bournand,"Ernest Renan, sa vie et son ceuvre" (П., 1892): E. Grant Duff, "ErnestR., in memoriam" (Л., 1893); Seailles, "Ernest R., essai de biographiepsychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maitres de l'histoire: R.,Taine, Michelet" (П., 1894); Zeiler, "Strauss und R." (в его "Histor.Vortrage und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R."(П., 1895); кн. С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русск. Мысль",1898, № 3); ст. Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова("Правосл. Собеседник", 1877, №4), С-на ("Рус. Обозрение", 1892, № 9 и10), Л. Слонимского ("Вестн. Европы", 1892, № 11 и 12); характеристикиЭ. Зола ("Вестник Европы", 1878, № 5), Брандеса (перев. в "Деле", 1882,№3), Леметра (пер. в "Русск. Мысли", 1888, №4); Л. Слонимский,"Философские драмы Р." ("Вестн. Европы", 1893, №1); ст. К. Арсеньева о"Калибане" ("Вестн. Европы", 1879, №1), об "Антихристе" (1875, №12), о"Souv. d'enf. et de jeun." (1883, №9) и об "Истории Израильского народа"(1888, №6 и 1891, №5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Рус.Обозрение", 1893, №6); абб. Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизньИисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер, с франц., СПб., 1865); Берсье,"Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому"("Правосл. Обозрение", 1889, №4); И. Яхонтов, "Изложение иисторико-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейскогоединобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII). С.Годлевский, "P., как человек и писатель" (СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Ренан» в других словарях:

Ренан

- (Renan) Жозеф Эрнест (1823-92) - французский писатель, иностранныйчлен-корреспондент Петербургской АН (1860). В "Истории происхожд...
Энциклопедический словарь