Skip navigation

Что такое Рай? Значение слова rai, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Рай» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое рай? Узнайте, что означает слово rai - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Рай

Рай

Рай (по евр. закрытый сад). Различаются два Р.: 1) "земной", "Р.сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, повыражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана этакнига, т. е. вероятно - Палестины), в стране Эдемской. Мнения о том, вкаком именно месте находился этот Р., различны. При описании его,находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Р.,был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этомосновании одни ищут Р. в восточной Азии, считая Р. целую страну Едем;другие находят его между Евфратом и Гангом, при чем в названиях Геона иФисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождениемР. Сирию (принимая Фисон за Хризоррой и Геон - за Оронт), Месопотамиюили Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лицаземли первозданный Р., совмещавший в себе все, что было прекрасного впервозданной природе. 2) Р. небесный - "царствие", уготованное Богом отначала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной ичастного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затемсуда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущаяодно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания обэтом Р. очень кратки. В этот Р. вступил распятый с Иисусом Христом иуверовавший в него разбойник (Лук. XXIII. 43); об этом Р. Иисус Христосговорил апостолам: "в дому Отца моего обители многи суть, - идууготовать место вам", а апостол замечал: "если земная наша храмина,тело, разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечную внебесах" (2 Кор., V, 1). P. небесный, в котором обитают душиправедников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо";за ним, выше, есть еще небеса (Апок. VI, 9; VII, 9; IV, 4). Не более,чем Св. Писание, сообщает о Р. священное предание. Климент Римскийговорит об ап. Петре, что он, по смерти, "отошел в место славы", о Павле- что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говоритоб Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они "пребывают вподобающем месте у Господа". Ириной Лионский замечает, что "преложенные(т. е. умершие на земле праведники) преложены в Р., ибо Р. приготовлендля людей праведных и духоносных". Иларий, Григорий Нисский и др.говорят о "лоне Авраамовом" в Р., как о месте общения с ангелами идушами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить повсеобщем воскресении и страшном суде". Ипполит и Тертуллиан Р. или небо,как специальное место селения мучеников и пророков, отличают от лонаАвраамова, как селения праведников. По словам Киприана, "смерть дляправедных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечностьдля жизни у Бога и со Христом в Р. или царствии небесном". По ЕфремуСирину, все праведники водворяются в обществе радостей, где нет плача ивоздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленноеСолнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарамиБожиими. Афанасий Вел. говорит: "вопрос, где находятся отшедшие души -вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобыкто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребываютдуши, отшедшие от нас". Григорий объясняет неполноту сказания книгиБытия о Р. земном тем, что "обычай есть писанию о недоумеваемых доселетворить сказание просто и немногопытно". Все отцы церкви учили, что душисвятых в райских небесных обителях не в одинаковой степени пользуются ихблаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые(Григорий Богослов, Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся,в небесном Р., молятся как об умерших, не достигших праведности, так и оживущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах халкидонском иII-м никейском возведено в Догмат церкви. Некоторые из позднейшихбогословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силукоторой они признают несомненно действительными все те видения Р. ихождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние иновые агиографы. Ряд этих оказании о Р. открывается сказанием омученичестве св. Перепетуи (умер в 203 г.), где Р. небесный в первый разописывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами,благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, болееподробных описаниях Р. ему усвояется все, что можно себе представитьпрекрасного в природе. Для христианского искусства Р. с самого началабыл одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, насаркофагах, в мозаиках катакомб, а равно вообще в живописи. Православноецерковное учение о Р. резюмируется в литургических памятниках, а также вмолитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском)литургии Василия Вел. церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных"в место злачно, на воды упокоения, в Р. веселия, откуда удаляютсявсякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовенияусопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло,злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, иде же несть болезнь,ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. епископ Сильвестр,"Опыты Нрав. Догмат. Богословия" (т. V); монах Митрофан, "Как живут нашиумершие по смерти" (1887); Г. К. Властов, "Библейская Летопись" (СПб.,1875); Н. Н. Глубоковский, "Обращение Савла" ("Христианское Чтение",1896); Н. И. Глориантов, "Взгляд на отношения геологии к библейскимсказаниям" (там же, 1861); Новорусский, "О шестидневном творении"("Православное Обозрение", 1886 - 87); Е. И. Ловягин, "Библейское учениео творении" ("Странник", 1863); Н. А. Сергиевский, "О творении"("Православное Обозрение", 1873); "Рай и ад" ("Христианское Чтение",1840); Ловягин, "Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле" (тамже, 1867); "О воздаянии после частного суда" (там же, 1852); "О разностинаград и наказаний по смерти" (там же, 1826).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Рай» в других словарях:

Раи

- (Rai Radiotelevisione Italianа) - государственная телерадиокомпания Италии. Основана в 1924, Рим. С 1954 осуществляеттелевещание.... и еще 3 определения
Энциклопедический словарь

Рай

- М. костр. яросл. ниж. отдаленный гул, раскаты, зык, голк, отгул, отголосок, отдача, раскат звука, отзыв, луна, вторье, эхо; шумный... и еще 1 определение
Словарь Даля

Рай...

- 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: районный (райком, райцентр, райсобес и т.п.)..
Словарь Ефремовой

Рай

- Место сбоpа пpеступников,пpитон pазвpата,место сбыта кpаденого.
Словарь воровского жаргона

Рай

- Легкие и радующие условия; обстановка. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Рай

- Место вечного блаженства для душ праведников. Понятие рая или близкое к нему прослеживается во множестве религий. В ветхозаветной...
Религиозный словарь

Рай

- В большинстве традиций рай - это огражденный сад, остров-сад или Зеленый Остров. Наиболее важные исключения: христианская традиция...
Словарь символов

Рай

- Эдем.
Словарь синонимов

Рай

- — согласно вероучениям большинства религий, место вечного блаженства для душ праведников.. и еще 3 определения
Исторический словарь

Рай

- - см. Ад и Рай .. и еще 1 определение
Философский словарь

рай

- I I, род. п. рая, укр., блр. рай, др.-русск., ст.-слав. раи (Клоц., Супр., Остром.), болг. рай, сербохорв. раj, род. раjа, слове...
Этимологический словарь Фасмера

рай

- Рай (Быт.2:8 , Быт.15:3 , Иоил.2:3 , Лук.23:42 ,43, 2Кор.12:4 ) - это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо...
Библейская энциклопедия

рай

- О счастье, источнике наслаждений; о прекрасной, привольной жизни; о красивой местности. Безмятежный, волшебный, дивный, желанны...
Словарь эпитетов

рай

- РАЙ, рая, о рае, в раю, мн. нет, ·муж. 1. В религиозных учениях - место, где души праведников после смерти ведут блаже... и еще 1 определение
Толковый словарь Ушакова