Skip navigation

Что такое Парменид? Значение слова parmenid, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Парменид» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое парменид? Узнайте, что означает слово parmenid - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Парменид

Парменид

Парменид - греческий философ конца VI и первой половины V в.,принадлежавший к элеатской школе. П. уже в зрелом возрасте сталслушателем Ксенофана, но не прямым его последователем; он уже ранее былобращен к философскому образу жизни пифагорейцами Амением и Диохайтом и,вероятно, принадлежал к пифагорейскому союзу, как и ученик его Зенон.Свое учение П. изложил в поэмеприроде", дошедшей до нас вмногочисленных фрагментах. Лучшее издание их, с нем. переводом иобъяснением, дал H. Diels ("Parmenides Lehrgedicht, 1897). П. влагает вуста богини откровение истины. Его поэма распадается на две части, вкоторых излагаются два пути познания - "путь истины" и "путь лжи".Первый состоит в признании существующим того, что есть второй - впризнании бытия того, чего нет. Есть только одно истинное бытие, истинносущее. Ложного бытия абсолютно нет: оно потому и ложно, что его нет.Нельзя сказать про небытие, что оно существует хотя бы отчасти, что онопознаваемо или мыслимо нами. Когда мы думаем, напр., о слове "небытие",то мы думаем о чем-то существующем; на самом деле то, чего нет, не можетбыть никаким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не можетотноситься к тому, чего нет. Но смертные блуждают в сфере ложнойчувственной видимости; они смешивают то, что есть, с тем, чего нет,считают бытие и небытие тождественными или полагают их наряду друг сдругом. Пифагорейцы представляли себе множество вещей, возникающих иуничтожающихся, разделенных между собой той пустотой, которую вдыхает всебя мир из окружающего его беспредельного пространства. С точки зренияП. все, что принимается за существующее в отдельности, есть лишь ложныйпризнак. Пустота есть либо небытие - и тогда ее нет вовсе, либо она естьбытие, нечто сущее - и тогда приходится опять-таки признать, что междусущим и сущим нет, и не может быть никакого промежутка. Сущее всецелоедино и непрерывно. Установив эти принципы, П. перечисляет признакиединого истинного бытия. Оно вечно, однородно, неподвижно, неизменно,совершенно. Сущее не может произойти из небытия или разрешиться внебытие, которого нет; оно не может произойти из другого бытия чем оносамо, или разрешиться в другое бытие, ибо бытие абсолютно равно себесамому. Нельзя сказать, что есть "другое", различное сущее: раз оноразличное, - оно не есть самое сущее; в нем предполагается доля небытия,отрицания, которое отличает его от истинно сущего, все различия мнимы,ибо все они сводятся к небытию. Все, кроме бытия, есть небытие илиабсолютное ничто. Сказать, что бытие было или будет, значит егоотрицать; оно вечно есть. Непроницаемость и неподвижность сущегодоказывается посредством отрицания пустоты, неизменность сущего -посредством отрицания всякого перехода между бытием и небытием. Этимсамым опровергается учение тех физиков, которые объясняли происхождениевещей посредством уплотнения и разрежения первоначальной стихии: разсущее равно себе, в нем не существует ничего неравного. Замечательно,что П. отвергал понятие о беспредельности сущего, признавая, вместе спифагорейцами, беспредельность за отрицательное определение:беспредельная пустота пифагорейцев, лежащая за сферой мира, естьнебытие. Сущее имеет свой предел в себе самом, и в своем внутреннемтождестве. Поскольку оно представляется со всех сторон определенным иограниченным, П. уподобляет его непроницаемому и неподвижномусферическому телу абсолютной плотности. Видимое разнообразие преходящихвещей есть лишь кажущееся и призрачное; для мысли есть только односущее, наполняющее собой все. Мысль не имеет другого объекта, кромесущего; отвлеченная от ложных чувственных представлений, она совпадает ссущим, не различается от него: "одно и тоже есть мысль и то, о чем онамыслит". Но если "по истине" все едино и вечно, то по "видимости" этоединство дробится на множество изменчивых и преходящих явлений,подвижных и разнообразных, в которых, в противность логической "истине",бытие соединяется с ложью небытия, преломляющей единое сущее намножество вещей, разделяя его пустотой в пространстве, дробя его вовремени на множество преходящих моментов. Аристотель говорит, что П.,вынужденный сообразоваться с видимым множеством явлений, должен быть,наряду с умопостигаемым единством, допустит два новых начала - теплое ихолодное: одно - сообразное бытию, небесный огонь, начало тепла и света,другое - сообразное небытию, начало холода, густого мрака. Сам П.называл их началами "света и ночи"; Аристотель отожествляет первое согнем, второе - с землей. Нетрудно заметить сходство этих начал сдуализмом древнейших пифагорейцев, которые признавали в основании сущегокоренное раздвоение начал положительного и отрицательного, света имрака, огня и беспредельного воздуха. Воздух, по представлению древнихфизиков - более или менее легкий туман, сгущающийся то в облака, то внебесную синеву. Точно также и ночь представлялась им особенным густым,темным телом, в роде той "тьмы египетской", которую до сих пор хранят ввиде порошка или ваксы в некоторых монастырях. Естественно, что такая"тьма" могла обращаться в землю. Логически в сфере истинного бытия нетпротивоположностей: это сфера чистого света - но в видимой, являющейсявселенной господствуют противоположности. Тонкий беспримерный эфирразлит всюду и проникает во все; ночь также кажется разлитой по всейсфере бытия, и она-то ложным образом отделяет сущее от сущего во времении пространстве; в ней единый свет то угасает, то возгорается,преломляясь в обманчивой игре лучей и меняя свои цвета. Вселенная естьвсеединая сфера сущего. "По истине" она однородна, непроницаема,неподвижна, неделима, полна бытия; а по "мнению" она состоит изнескольких концентрических светлых и темных сфер дня и ночи, вращающихсявокруг земли и сменяющих друг друга. Крайняя из таких сфер есть темнаянебесная твердь. Солнце не есть самостоятельный источник, а тольковосприемник дневного света. В центре вселенной царит великая богиня,управляющая процессом мучительного рождения всех существ - матерь всехбогов и всех тварей. Она создала небо и управляет его движениями, связаввсе своими цепями. Она же управляет судьбой душ, которых то посылает изсвета в ад, то вновь выводит на свет из ада - представление,показывающее, что П. разделял пифагорейское учение о переселении душ.Образ этой роковой богини-судьбы связывает обе части поэмы: переход отистины к лжи, от полноты бытия к призрачному, чувственному миру,первенцем которого является желание или эрос; - может быть толькороковым, так как сущее логически исключает множество. В философии П. иего школы мы находим первую попытку формулировать признаки бытиясубстанциального в противоположность являющемуся. Что такое учение, привсей своей односторонности, было необходимым моментом развития мысли -это доказывается уже примером ранней индийской философии, котораяпредставляет поразительные аналогии с концепцией П., не смотря на всеразличие практических тенденций. Но субстанция есть только одно изопределений сущего, и едва ли нужно доказывать, что абсолютное не можетбыть ни отвлеченным единством, ни физич. телом, каким оно оказывается вфилософии П. В софистике Горгия мы находим как бы саморазложение этойфилософии: отправляясь от ее посылок, Горгий последовательно доказывал,что знание о сущем столь же невозможно, как и знание о небытии: где нетразличия, там нет и знания, и бытие ничем не отличается от небытия. Вфилософии Платона мы находим положительную критику учения П. и по пыткувосполнить его абстрактное определение сущего другими, болееконкретными. Не смотря на свою отвлеченность, концепция П. дала мощныйтолчок греческому умозрению; его учение о неизменности субстанцииотразилось на учениях весьма различных, как, напр., на философииАнаскагора, Эмпедокла и атомистов. Кн. С. Трубецкой.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Парменид» в других словарях:

Парменид

- Из Элеи (период расцвета 504-501 до н. э.) - древнегреческийфилософ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное разли...
Энциклопедический словарь

Парменид

- (ок. 540-ок. 470 до н. э.) - др.-греч. философ ; выдвинул ряд астрономич. и физич. гипотез, в к-рых отразились его стихийно-мате... и еще 1 определение
Философский словарь

парменид

- (р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название - Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платон...
Энциклопедия Кольера

парменид

- Парменид (5-4 вв. до н. э.) Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял «у...
Словарь по мифологии

Связанные понятия: