Skip navigation

Что такое Пантеизм? Значение слова panteizm, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Пантеизм» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое пантеизм? Узнайте, что означает слово panteizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Пантеизм

Пантеизм

Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром;на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - всеи o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношенииединства к множественности, бесконечного к конечному, с которойприходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном миреявлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство ибесконечность. Единство системы не есть только субъективное требованиеума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идеябесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечныхпредметов, прежде всего - в форме безграничного пространства ибесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов исоставляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, нов общем можно различить две Главный? Узнать в Словаре синонимов. Главный - это...'>главных тенденции: первая заставляетисчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественногобытия, Второй? Узнать в Словаре синонимов. Второй - это...'>второе направление, напротив, заставляет бесконечное единстворазлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеетнекоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, какрелигиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которымиП. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Онисогласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир,ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, нопонятием мира не исчерпывается содержание Бога. Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в ихизложение. Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы,Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большуюсклонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первойпантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, чторационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который вполном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, аименно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которойвосточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношенииособенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить тужепантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система нахристианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "Dedivisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствииисточником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П.получает большое распространение: главный представитель его - ДжорданоБруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти)Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась подсильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названапантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. отП. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию,первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека вматериализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабыестороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека вобъяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного,не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он стараетсяизбежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительныхмировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великаяпривлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - еслиона сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентномсознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере,трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые изних вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенныхвозражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точкизрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и овсякой другой системе. Наиболее глубокое объяснение свободы мы находимименно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторыевозражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением,которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали иупрекают в материализме, который действительно можно найти приодностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называетП. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себепротиворечие - но он же признает и значение учения en cai pan. Визвестном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальноеопределение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечтонеизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии;он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу вположительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богомили нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается вневозможности для нее построить нравственную систему. Добро и злооказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественнаяприрода; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрениятрудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указываютв П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точкизрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я",но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp.Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines quitendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophiereligieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinenverschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б.,1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d.Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P."(Вюрцб., 1884). Э. P.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Пантеизм» в других словарях:

Пантеизм

- (от пан... и греч. theos - бог) - религиозные и философскиеучения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции...
Энциклопедический словарь

Пантеизм

- М. греч. всебожие; обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя. Пантеист м. -тка ж. поклонник веры этой. Пан...
Словарь Даля

Пантеизм

- Религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием.
Словарь Ожегова

Пантеизм

- Религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистичесие тенденции проявляются в еретической мистике...
Религиозный словарь

Пантеизм

- — философское учение, сближающее или полностью спивающее в единое целое Бога с природой. В различных философских системах выража...
Исторический словарь

Пантеизм

- (pan - все, thcos - бог) - филос. учение , сближающее или полностью сливающее в единое целое бога с природой. В различных филос.... и еще 6 определений
Философский словарь

Пантеизм

- (от греч. pan - всё и theos - Бог) - англ. pantheism; нем. Pantheismus. Учение ,  отождествляющее Бога с природой и рассмат...
Социологический словарь

ПАНТЕИЗМ

- , а, мн. нет, м., филос. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение...
Словарь иностранных слов

пантеизм

- ПАНТЕ'ИЗМ , пантеизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. pan - всё и theos - бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение,...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: