Skip navigation

Что такое Коляда? Значение слова kolyada, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Коляда» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое коляда? Узнайте, что означает слово kolyada - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Коляда

Коляда

Коляда - цикл народных рождественских праздниковвечера 24 декабряпо 6 января), игр и песен. Малорусская колядка - рождественскаявеличальная песня, затем само славленье, самый обход с такими песнями(колядованье) - примыкает к малорусскому же тесному значению слова К. -вечер 24 декабря. Слово К происходит от греч. kalandai и лат. calendae ивстречается у всех народов, находившихся под прямым или косвеннымвлиянием Рима: франц. chalendes, провансал. calendas, румынское colinda,чешск., сербск., словацк, koleda, словинск. kolednica, coleda; уабхазцев коланда, у гурийцев каландоба значит Новый год. Древнеримскимпраздником январских календ (от 1 до 5 января) завершался целыйпраздничный цикл, общий всему греко-римскому миpy; цикл этот начинался сВрумалий в честь Диониса Фракийского (от 24 ноября до 17 декабря),обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря) и Воты (от 23 декабрядо 1 января) и в общем проникнут был символизацией плодородия, надеждамина жатву и весельем, достигавшим своего апогея в конце - в январскихкалендах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты иположения. Языческий праздник январских календ продолжали справлять ихристиане, что вызвало протест Церковь? Узнать в Историческом словаре. Церковь - это...'>церкви. В борьбе с этим остаткомязычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свойсобственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января),языческим воспоминаниям - христианские, древним маскам и играм -хождение со звездой и царями-волхвами. В результате получилась сложнаяобрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились иязыческие элементы. Под влиянием христианства, празднование январскихкаленд при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл отР. Хр. До Крещенья, а, согласно с этим, и песни календ стали означать нетолько песни на Новый год, но чаще все вообще рождественские илисвяточные песни. В малорусских колядках языческий элемент проявляется вобрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всегосильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, несомненно, разумеетсякакое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остатокверования, оставившего многочисленные следы и в Зап. Европе исостоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати ирастения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн,Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний несжатый сноп.С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, неимеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчастипроявляется разграничение элементов христианского и языческого.Рождественские песни в тесном смысле назыв. колядками, они приютилисьпод сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, в Малороссиичленами церковных братств - черта, напоминающая колядные обществасредневековой Европы .К чествованию же языческого новолетия,прикрывшегося именами христианских святых - свв. Василия (1 янв.) иМелании (31 дек.), приурочены другие песни, которые назыв. щедро(и)вкамии представляют свой особый размер, стиль, определенный древнейобрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссиии Малороссии нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-гдеразличаются и самые исполнители обряда, смотря по его языч. или христ.источнику. Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа -кольедари, под Новый год - восильичари, в Малороссии колядуют членыцерковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословениесвященника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованноеобратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественнодети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один составпевцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 18 л.). Наряду с языческими ихристианскими мотивами, видную роль играют в К. мотивы бытовые,находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - "димзвеселити", - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях, илипоколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента,встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачейславление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всякихблаг, русские К. отличаются серьезнностью и задушевностью. Содержаниеэтих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию техчленов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяинусулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Этожеланное колядка в эпической обработке представляет осуществившимся:хозяин живет в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д.Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов,должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядкахсохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В.Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (напр.,запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы споляками. Кое-что имеет и книжный источник (напр. "Ключ разумения",Иоанникия Голятовского). Ср. "Kиев. Старина" 1889, № 1 и 1891, № 12).Лучшие колядки сохранились в Галиции, у карпатских горцев. Большуюстойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертамиязыческой древности, напоминающими как о чествовании новорожденногосолнца, так и о культе предков. Как праздник в честь рождения солнца, К.сопровождается в некоторых Место? Узнать в Философском словаре. Место - это...'>местах России разведением костров (у сербов ихорватов сожигают бревно-бадняк, у скандинавов julblock, у французовcaligneau, la souche de Noel, в Англии ylelog; осетины всю ночь подНовый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено многопожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба,обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическоеподражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру,справляемую парубками в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов,с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением,жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, ноособенно свиньи. В Великороссии печется еще козулька, имеющая вид иликозла на четырех ножках (Владимирск. губ.), или др. животных, или птицы(Олонецкая губ.); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходилалетом домой и плодилась, а так же, чтобы ее любил дворовый хозяин.Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефновыступает в рождественской обрядности Малороссии и Белоруссии. В "святвечир"(канун Рождества) вечерний ужин, состоящий, в Лубенском у.,главным образом, из кутьи (ячная, изредка пшеничная) и узвара (отварсушеных плодов), имеет семейный и, в частности, поминальный характер:кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народномуверованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы,людей, спускающихся к столу. Наибольшей архаичностью отличаетсяпразднование святок у белоруссов, вообще не отличающееся от малорусскойобрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляютигрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчастинапоминают и игрища "межю селы" летописца; наиболее замечательнаженитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбунескольких пар. Изучение К. начато было в 1830-х гг. Снегиревым с точкизрения мифологической, которая, со всеми своими крайностями, выразиласьв трудах О. О. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных кдомохозяину и его семье О. О. Миллер объяснял древним верованием славянв существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы -символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитиемладенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. Впозднейшем и наиболеее обширном труде А. А. Потебни ("Объяснениямалорусских и сродных песен", т. II, Варш., 1887) мифологическая сторонаколядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точкизрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г. появился 1-йтом "Исторических песен малорусского народа с объяснениями", Вл. Б.Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривкивнесены в отдел историч. песен века дружинного и княжеских; исходя изпредставления о колядках, как о древнейших славословиях героям икнязьям,издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о томили другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этотсборник ("Вестник Европы" 1874 г.. N" 12), признал, что общие чертыдревнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям оботдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообщеприсущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественногостроя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, сточки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул наколядки А. Н. Веселовский ("Разыскания в области русск. духовногостиха", VII, 1883), который, отводя широкое место греко-рим. влияниям,высказал предположение, что "вместе с проповедью христианства моглипереселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиесяслучайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а собрядом переселялись и сопровождавшие его песни - оригиналы нашихщедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественскихпесен". Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский вподтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски иряжение, представляет наследие римск. обихода, которое переносилось сместа на место сначала греко-рим. мимами, а затем их последователями иподражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.Многочисленные малорусск. и белорусск. колядки и щедривки напеч. всборниках Чубинского, Кольберга, Шейна; варианты и новые песни в"Киевской Старине"1871 г. № 1 и 1890 г. № 12; в ст. Хр. Ящуржинского,"Колядки религиозноапокрифического содержания" ("Киев. Старина", 1895г., №2) и В. Милорадовича, "Рождественские святки в сев. частиЛубенского уезда" ("Полтавск. Губерн. Ведом. ", 1893 г., № 42, 43 и 44 иотд.). Ведикорусские колядки сравнительно редки; замечательно большаяколядка из Олонецкой Губ. изд. Колосовым в "Сборнике русск. языка исловесности" (т. XVII, СПб., 1887); др. издания указаны в ст.Владимирова: "Введение в историю русск. словесности" ("Ж. М. Н. Пр.",1895 г., № 4), к чему прибавить тексты, напеч. в губернских ведомостях:владимирских 1867 г.,. №29 и 1870 г., № 23; новгородских 1873 г., № 34 иолонецких 1879 г., № 36. Ср. еще Н. Сумцов, "Научное изучение колядок ищедривок" ("Киев. Старина", 1886 г., № 2 и отд.),его же, "Культурныепереживания" (Киев, 1890); Хр. Ящуржинский, "Белорусские колядки"("Киевская Старина", 1889 г., № 2); А. Хаханов, "Празднование Новогогода у грузин" ("Этнографическое Обозрение", 1890 г., кн. III).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Коляда» в других словарях:

Коляда

- Каляда, колядка (от лат. Calendae, календы), обрядовая величальная и благопожелательная песня; колядование - хождение исполнителей...
Этнографический словарь

Коляда

- Славянско-русский мифологический персонаж, связанный с весеннимциклом плодородия. В образе ряженого (козел и др.) участник народны...
Энциклопедический словарь

Коляда

- Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд - хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; пес...
Словарь Ожегова

Коляда

- — дохристианский цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота, начала новой жизни, обновления природы. Сопровождается... и еще 1 определение
Исторический словарь

Коляда

- - дохрист. цикл праздников у славян в период зимнего солнцеворота. По древн. воззрениям, это начало новой жизни, обновления прир...
Философский словарь

коляда

- КОЛЯД'А , коляды, мн. нет, ·жен. ( лит. , этногр. , ·обл. ). 1. Рождественский обряд, преим. на Украине, сопр...
Толковый словарь Ушакова