Skip navigation

Что такое Ключица? Значение слова klyuchica, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Ключица» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое ключица? Узнайте, что означает слово klyuchica - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ключица

Ключица

Ключица (Clavicula, Furcula), у человека - слегка изогнутая ообразнаякрепкая трубчатая кость с незначительной мозговой полостью, которая,перекрещиваясь с первым ребром и сочленяясь, с одной стороны, с верхнейчастью грудной кости, а с другой с акромиальным отростком лопатки,служит опорой для передней (верхней) конечности и обуславливает свободуее движений. У млекопитающих она, вообще, развита тем больше, чем болееразнообразны и свободны движения передних конечностей, и потому развитуюК. мы находим, напр. у лазающих, летающих, а у одно- и двукопытных еевовсе нет (относительно К. у других позвоночных см. Конечности и статьиоб отдельных классах). Н. Кн. Книга (от ц. слав. кънига, которое имело значения: 1) буквы играмоты, 2) книги, 3) письма и 4) искусства писать) - соединение в одноцелое листов бумаги, папируса, пергамента и пр.; поэтому глиняныебиблиотеки клинообразного письма не подходят под понятие книги, ипоявление ее следует приурочить к изобретению бумаги из папируса. Первыекниги, состоявшие из длинных свитков такой бумаги, появляются в Египте,откуда около VlI столетия до Р. Хр. этот способ писания переходит вГрецию и потом в Рим. Египтяне долго сохраняли монополию выделкипапируса, но в последние времена республики римляне завели собственныепапирусные фабрики. У греков и особенно у римлян, несмотря на отсутствиекнигопечатания, книжное дело стояло очень высоко: не говоря уже обиблютеках общественных, при императорах были частные библиотеки в 30000томов (или точнее - свитков) и более. Книжные лавки встречались и в самых отдаленныхпровинциальных городах; в Риме были большие и малые книжные магазины имножество лавочек букинистов. При больших магазинах были залы, гденаходились многочисленные скорописцы; с их помощью автор мог издаватьсвое сочинение, и за исключительное право продавать его иногда получалгонорар или, по крайней мере, даровые экземпляры. Римская К. имела формусвитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем концеприкреплялся ярлычек с обозначением заглавия, который высовывался изфутляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету.Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиямиво внутренней крышке, вроде тех, в которых теперь помещаются флаконы сдухами. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так,чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо однойвертикальной колонной, длина которой равнялась длине свитка, либо рядоммногих параллельных колонн. Книжные магазины в Риме служили местомсвидания литераторов, ученых и любителей литературы; при магазинах былии кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотретьновинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, которыйбыл исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели при магазине икопировальном зале. В виду сравнительной дешевизны папируса ибезусловной дешевизны труда, К. в Риме были недороги. Кроме обыкновенныхдешевых экземпляров, были и чудеса каллиграфического искусства,экземпляры роскошно иллюстрированные; были книжкикрошки; Цицерон виделэкземпляр Илиады, который мог поместиться в скорлупе ореха. Падениеантичной цивилизации прежде всего изменило внешний вид К.; папирусныефабрики закрываваются одна за другой и в Европе папирус становится всеболее и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобендля тех К., которые были в наибольшем ходу в начале средних веков. Длясв. Писания и К. богослужебных, предназначенных для ежедневногопользования, более подходил вековечный пергамент, употреблявшийся ипрежде папируса, но вытесненный его дешевизной. Теперь он снова входитво всеобщее употребление; его листы соединяются в томы, которые вполнесоответствуют современной нам форме книги. В восточной империи былиособые мастерские для его обработки, и писцы получали его совсемготовым; на Западе они большей частью сами обделывали его: бритвойснимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали иразлиновывали особ. ножем. Писали крупно, четко и красиво; в отделкезаглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по VIIв.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись писалиразведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что К. в товремя были страшно дороги: за красиво написанный и разрисованныймолитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи,что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги. Вмусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: вИспании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской библютекебыло, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали и дешевле, и чаще,когда стало распространяться употребление пергамента, тем более, что сэтим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых походов, атакже развитие университетов. В XIII в. при университетах был особый виддолжностных лиц, так наз. stationarii; они давали студентам списыватьучебники, брали К. на коммиссию от ростовщиков-евреев, которые сами неимели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationariiбыли, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе. В началеXIV в. в Париже книгопродавцы в собственном смысле уже отделились отстационариев; но и они приносили присягу университету и были подчиненыего ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В концеXIV и нач.XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки былизаселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами(иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и пр. ВЛондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в особый цех,то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы,содержавшие при своем магазине массу писцов, след. способные издаватькниги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европыбыли уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались на дом(libri vagautes); Другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись кписьменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы иобщества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатыхлюбителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, К.поучительными и даже забавными. На Русь К. пришла, вместе с христианством, из Византии, в лучшеевремя специально-византийской культуры; но эта культура усваиваетсянашими предками далеко не во всем ее объеме. К., напр., принимаютсяисключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжногопросвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями извысокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские людиговорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитаниекнижное, но чернеческое". Если мирской человек и принимался читать илидаже списывать книги, он делал это не для удовольствия и даже не дляпоучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалосьисключительно в монастырях: известна прекрасная картинка из житияФеодосия Печерского, как он волну плел для переплета в то время и в тойкомнате, где Иларион списывал книги, а старец Никон переплетал их.Монахи писали только с дозволения игумена, и потому К. или даже всякаяотдельная статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали нахаратье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью вдва столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепеннопереходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавныебуквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писалимногие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, чтотрудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитиекнижного дела на Ю, а как трудно было заниматься им на С, ясносвидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи,ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; оМоисее, архиепископе новгородском (1353 - 1362), летопись говорит:многиписцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописаниераспространяется по всей средней России:являются писцы и даже литераторыпрофессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногдадоходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления,вроде тайнописания (криптографии) и пр. В XVI в. и у нас начинаетсягородской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах,деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийсядеятель в истории русской К. этой эпохи - митр. Макарий.Изобретениекнигопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразуубило их производство: первопечатные К. представляли собой копию ссовременных рукописей;тем не менее, иные богатые книголюбцы все ещеотдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям передпроизведенными фабричным способом печатными К.: но борьба каллиграфовXVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна. Только вРоссии среди старообрядцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVIв. удешевленная К. начинает служить интересам дня и заметнодемократизируется: она становится доступной и интересной не только длялюдей серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскуюполовину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже вдеревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и дляназидания. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле,книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; всоответствие духу времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставляющегонаружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н.Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она"надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становитсянадуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". Поособенному свойству науки XVII в., работавшей не для публики, а длянемногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количествемноготомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов исоставленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа,Ламбеция, Болланда и пр.). В этом же и следующем столетии появляются вбольшом количестве ученые и литературные журналы . XVIII в., векпросвещения, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту;достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогдаумно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро нагляднопоказывает, что и толстые, дорогие К. в то время стали предназначатьсядля массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век - времязарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она,при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресссовершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатеринынаиболее популярные сатирические журналы расходились в 200 - 300 экз.).С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов;выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книгимасонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать идаже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И.Новиков.Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги:даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящнымивиньетками. В первой четверти XIX в. в истории развития книги замечаютсядва явления огромной важности. Хорошая книга стала обогащать автора -обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства,но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятсябогачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, дажезаурядному работнику дает средства к безбедному существованию.С другойстороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констебль в Англии)задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такойстепени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, безбольших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое явление впередовых странах Европы к середине столетия становится общим: не толькоавторы, подлаживающиеся ко вкусам публики (напр., Дюма-отец), но ибольшинство талантливых писателей совершенно независимых (напр., ВикторГюго)могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим онистановятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошейкниги (за исключением особых случаев: изданий Нового Звета, полногоШекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в З-ей четвертистолетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами:благодаря такимиздателям, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо вИталии и пр., теперь за десятки рублей можно собрать библиотекуклассиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоилатысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целыебиблиотечки полезных К. по такой цене, которая своей дешевизной убиваетплохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, в последниегоды даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевляются, чтоне составляют редкости на полке учителя начальной школы. 70 лет назадГреция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственныхизданий и учебников; теперь в ней ежегодно выходят тысячи названий К., ив том числе много баснословно дешевых изданий для народа и бедняков. И вРоссии, уже с первых 10-летий XIX в., в книжном деле замечаетсязначительный прогресс: первые томы истории Карамзина, выпущенные в 1818г., разошлись в несколько недель; плохой, ныне забытый роман Булгарина"Иван Выжигин", вышедший в 1829 г., доставил автору деньги, по томувремени, огромные; появляются предприимчивые издатели, искренно любящиесвое дело, вроде Смирдина. С начала царствования Александра II и у насК. становится крупной общественной силой. В последнюю четверть века и унас являются дешевые библиотеки для среднего класса, уже не разоряющиепредпринимателей, как прежде; и у нас издаются отечественные классики потакой цене, которая делает их доступными и для бедных людей;что жекасается до наших народных, копеечных изданий, предпринимаемых сполублаготворительной целью комитетами грамотности и др. общественнымиучреждениями, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгомувыбору содержания, дешевизне и изяществу они могут поспорить с немецкимии английскими. Но в общем книжное, книгопродавческое и типографское делов России, сравнительно с ее западными соседями, находится еще в оченьнеудовлетворительном состоянии.По истории К. см. Arnett, "An inquiryinto the nature and form of the Books of the Ancients" (Л., 1637); W.Wattenbach, "Das Schrift wesen im Mittelalter" (Лпц., 1871); V.Gardthausen, "Griechische Palaeographie" (1879); E. Egger, "Histoire dulivre" ("Bibl: d'edacation et derecreation"); H. Bouchot, "Le livre,l'illustration, la reliuie" (Пар., 1886); Aug. Mulinier, "Les manuscritset les miniatures" (1892, "Bibl. des Merveilles"). Для славянскойрукописной К. лучший материал у Востокова, в "Описании ркп. Рум. музея"и у Срезневского, "Славяно-русская палеография" ("Журн. Мин. Нар.Просв.", ССХIII, отд. II). Для старопечатной, петровской ипослепетровской К. материал у Каратаева, Сопикова, Пекарского ("Наука илит. при Петре") и др. Ср. А. Кирпичников, "Очерк истории книги" (СПб.,1888): О. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания"(т. 1,СПб., 1889). А. Кирпичников.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Ключица» в других словарях:

Ключица

- Парная кость плечевого пояса у позвоночных животных и человека.У млекопитающих обеспечивает свободу движения конечностей в плечево...
Энциклопедический словарь

Ключица

- Парная кость плечевого пояса.
Словарь Ожегова

ключица

- КЛЮЧ'ИЦА , ключицы, ·жен. ( анат. ). Длинная кость между грудиной и лопаткой. Ключица вместе в лопаткой образует ·т.н....
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: