Skip navigation

Что такое Иконописание? Значение слова ikonopisanie, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Иконописание» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое иконописание? Узнайте, что означает слово ikonopisanie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Иконописание

Иконописание

Иконописание, или иконопись - на Руси и православном Востоке,мастерство писать религиозные изображения, образы, предназначенные бытьчествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Составляя особуюотрасль живописи, И., тем не менее, существенно отличается от этогоискусства в общепринятом смысле слова. живопись - каково бы ни было ее направление, реалистическое, илиидеализирующее - основывается на непосредственном наблюдении природы,берет из ее формы и краски и, предоставляя, в большей или меньшеестепени, простор творчеству русских фамилий. Художник - это...'>художника, невольно отражает в себе егоиндивидуальность; напротив того, И., не обращаясь за справками к натуре,стремится лишь неуклонно держаться принципов, освященных преданием,повторяет давно установленные, получившие, так сказать, догматическоезначение типы изображений и даже, в отношении технических приемов,остается верным заветам старины; исполнитель таких произведений,иконописец (изограф), является совершенно безличным работником, шаблонновоспроизводящим композиции и формы, однажды навсегда указанная ему и егособратам и, если имеет возможность выказать в чем-либо свое мастерство,то единственно в тщательности и тонкости работы. Такой характер И.получило в Византии в зависимости от установления православиемнепоколебимых догматов веры в неизменных церковных обрядов; отсюдаперешло оно в Италию, где пользовалось уважением и отпечатлевалось наместном искусстве до наступления эпохи Возрождения: будучи перенесено изГреции, вместе с христианством, в наше отечество, оно прочно привилось внем и до сего времени занимает у нас множество рук и пользуется внародной массе предпочтением пред религиозною живописью в духезап.-европ. художественных школ. Оставляя в стороне собственновизантийское И., бросим беглый взгляд на историю этого искусства вРоссии. Известно, что равноапостольный вел. кн. Владимир принял св.крещение в Херсонесе, привез оттуда в Киев церковные книги, сосуды ииконы. Вслед затем, образа греческого письма стали то и дело привозитьсяна Русь, как необходимые для удовлетворения религиозной потребностиновообращенных и для украшения созидаемых храмов. С другой стороны,великие князья, заботясь о благолепии этих последних, вызывали из Грециимастеров, искусных в писании ликов на досках и в выкладке их мозаикою настенах. Эти пришлые художники, разумеется, нашли себе многих учениковсреди русских. Однако, из древнейших наших иконописцев известен толькоодин - киево-печерский монах препод. Алимпий, преставившийся в начале ХПв. Каково было его искусство - судить невозможно, так как достоверныхего произведений не сохранилось. Равным образом, трудно составить себеточное понятие о том, каково было наше И. до нашествия татар. Снесомненностью можно только заключить, что русские уже успели в эту поруперенять у греков их технические приемы, что, хотя не все они имелислучай учиться у византийских художников, однако неуклонно подражалигреческим образцам. Во времена татарского владычества И. нашло себеприют в монастырях, которым поработители русской земли не только неделали никаких насилий, но и оказывали покровительство; в особенностиэто искусство было поддерживаемо иерархами нашей церкви, из которыхнекоторые занимались им сами, каковы напр. митрополиты Петр и Киприан.Прототип его оставался византийский, но к нему уже в это время началипримешиваться, особенно в Новгородской, Псковской иСуздальско-Владимирской областях, некоторые черты западного влияния. Послиянии русских княжеств в единодержавное государство, его жизнь,сосредоточенная в Москве и проникнутая живым чувством благочестия,благоприятствовала успехам И., которое с конца XV в. видоизменяется ещеболее, позволяя себе заметные отступления от древнего стиля. Причиноютому были, с одной стороны, постоянно усиливавшийся наплыв иностранных(немецких и итальянских или фряжских) художников, а с другой - тообстоятельство, что сношения России с Грецией, утратившей и своюнезависимость, и свое богатство, сократились, а греческое искусствоупало до такой степени, что уже не могло доставлять образцов для русскихиконников. Греческие духовные сановники, вместо того, чтобы дарить, какбывало пред тем, нашим царям драгоценные иконы, стали сами просить оприсылке им образов русского письма. В XVI в XVII стол. уже образовалосьу нас несколько иконописных стилей, или "пошибов", из которых главнымиследует признать Новгородский, Строгановский и Московский. Некоторыезнатоки и собиратели старинных образов прибавляют к этим пошибам ещеЮрьевский, устюжский, суздальский и Фряжский (отрасль моск.); наконецразличают еще школу Сибирскую. Объяснение особенностей, отличающих одинпошиб от другого, одну школу от другой, повело бы нас слишком далеко. Невдаваясь в него, заметим только, что эти особенности заключаются вообщев более или менее тонкой отделке иконы, в резкости или плавностирисунка, в большей или меньшей живости красок, в предпочтительномупотреблении известных колеров, в различной пропорциональностиизображенных фигур и т. п. Однако эти отличия не настолько значительны,чтобы ими нарушалась близкая родственность школ, которые все, вотношении композиции ("перевода" по выражению иконописцев), строгопридерживаются форм византийской иконографии, равно как и в отношениитехническом пользуются способами, практиковавшимися в греческой и вообщесредневековой живописи. Для этого у наших иконников постоянно имеютсяпод рукою, как необходимые пособия, особые руководства, так наз.подлинники, "лицевые", т. е. сборники образцовых рисунков, и "толковые",содержащие в себе технические наставления. Существуя в различныхредакциях, они, тем не менее, все преподают те же правила, которые мынаходим в старинных трактатах, главным образом, в сочинении монахаДионисия (найденном в 1839 г. на Афоне французским археологом Дидроном иотносимом некоторыми к XVII и даже к XVIII в., но излагающем болеедревние греческие правила). Правда, в некоторых мастерских есть своиприемы. обыкновенно содержимые в секрете; однако, они касаются толькомелочей и в сущности не представляют никаких новых изобретений. В общихчертах работа иконописца состоит в следующем. Принимаясь писать образ,он берет доску, преимущественно липовую, несколько раз проклеивает еемездринным клеем и, затем, покрывает ее "левкасом" - грунтом, состоящимиз алебастра, разведенного на довольно жидком клее. Иногда левкаснакладывается не прямо на доску, а на так наз. "поволоку" (кусокхолстины, вымоченный в жидком клее). Когда левкас высох и выглажен,приступают к переводу на него рисунка; для этого существует несколькоспособов, из которых самый легкий и скорый состоит в "припорошке", т. е.в накладке на грунт листа бумаги с рисунком, в котором по контурампробиты ряды дырочек и в набивании чрез эти дырочки порошка какой-либо(обыкновенно красной) краски; намеченные таким образом линии проходятсяпотом карандашом и, что еще чаще) кисточкой с жидкою тушью. Поустановлении на доске рисунка, мастер золотит листовым червонным золотомвенцы, фон и все что требуется, и затем приступает к работе красками.Последние растираются на хлебном квасе или просто на воде, с прибавкоюнебольшого количества яичного желтка, они разводятся в горшочках,раковинах, черепках и даже на ногтях иконописца, нередко заменяющих емупалитру. Прежде всего пишется "доличное", т. е. ризы, палаты, деревья,скалы и другие принадлежности образного пейзажа, а потом телесные частифигур и лики. Указания подлинников до такой степени строги и подробны,что не допускают произвола в выборе иконописцем даже цвета одежд, вкоторые он облекает изображаемого святого, но требуют, чтобы каждый изних был представлен в ризах определенных, присвоенных ему колеров.Освещенные места и блики как в одеждах, так и в других принадлежностяхдоличного, иногда "пробеливаются", т. е. обозначаются золотыми штрихами,для чего употребляется так наз. "твореное" золото, т. е. порошокрастертого листового золота, разведенный на камеди. Им же исполняются,когда это надо, узоры на одеждах. Что касается до ликов, относительнокоторых иконописец также руководствуется в точности указаниямиподлинника, то они сперва загрунтовываются Темный? Узнать в Словаре русских фамилий. Темный - это...'>темною краскою (санкиром) изатем постепенно оживляются более светлыми красками и, наконец,желтовато-белыми бликами в выдающихся частях; но вообще их колоритостается темный, мертвенный, коричневатый или оливковый. Вместе с ликамиисполняются волосы и бороды, пушистость которых обозначается мельчайшимичерточками и завитками. Когда живопись иконы вполне окончена, и на нейсделаны (киноварью или другою краскою и накладным золотом) надлежащиеподписи, она покрывается олифою - особым родом масляного лака,сообщающим ее поверхности блеск и большую прочность. Особенное развитиеИ. получило во второй половине XVII ст., в Москве, когда, дляудовлетворения потребностей государева двора, возник при оружейномприказе целый институт "царских" иконописцев, "жалованных" и "кормовых",которые не только писали образа, но и расписывали церкви, дворцовыепокои, знамена, древка к ним и т. п. Жалованные иконописцы получалипостоянное содержание деньгами и хлебом и, сверх того, суточноедовольствие во время работы; кормовые числились при приказе, безжалованья и пользовались содержанием только тогда, когда возлагалось наних какое либо дело. Из всех царских иконописцев особенно прославилсяСимон Ушаков (род. в 1626 г.), участвовавший почти во всех важнейшихработах означенного времени и образовавший многих даровитых учеников.Кроме царских иконописцев, существовали свои мастера при патриаршемдворе, и в случае какого-либо обширного и спешного предприятия,набирались в Москву иконники из других городов. Все это способствовало ктому, что различия отдельных школ сглаживались мало-помалу и И.принимало однообразный характер. В это же время стало в сильной степенипроникать в него иностранное влияние, благодаря появлению при царскомдворе зап.-европ. живописцев и распространению печатных религиозныхкартинок, проникавших к нам из их краев чрез Польшу. Это уклонениенашего И. от византийского направления вызывало протесты поборниковстарины; но, тем не менее, т. наз. "фряжское" письмо, составляющеепереход от иконописи к настоящей живописи, в конце XVII ст. уже былораспространено повсеместно. Реформа Петра Великого произвела еще болеерадикальный раздел между И. и живописью. Тогда как последняя, в XVIIIст., стала входить все в больший и больший почет в высших сферахрусского общества, заживших на европейский лад, и наполнять наши храмыобразами, исполненными в характере итальянской или французской живописи,первая сохранила за собою любовь в народной массе, но, не встречая себеподдержки свыше, начала падать и, наконец, опустилась до степенипростого ремесла. В настоящее время, во многих пунктах Московской,Владимирской и отчасти других губерний, существуют целые фабрики,производящие ежегодно несчетное количество дешевых икон, которыерасходятся по нашим селам и провинциальным городам. Распределение трудана этих фабриках доведено до совершенства. Изготовляемая икона проходитв них чрез десятки рук: особый мастер приготовляет для ее доску; одиннаводит на нее левкас, другой переводит на нее рисунок, третий пишетдоличное, и притом только известные его части и известными красками;четвертый работает над ликами и т. д. Никто из участвующих в такойколлективной работе, конечно, не имеет ни малейшего художественногообразования, а научается своему специальному делу с детства на тех жефабриках или у мастеров-одиночек; самая работа исполняется по неизменнымобразцам, без всякого отступления от них, лишь с большею или меньшеювнимательностью, смотря по цене, какая должна быть назначена иконе впродаже. Впрочем, при некоторых монастырях (напр., приТроицко-Сергиевской лавре) заведены иконописные мастерские, заботящиесяо художественном достоинстве своих произведений и старающиеся возродитьискусство старинных русских мастеров. Ср. Д. Ровинского, "История русск.школ И." ("Записки Имп. Археол. Общ.", т. VIII); И. Забелина, "Материалыдля истории И."; Сахарова, "Исследование о русском И." (СПб., 1849);Дионисия Фурнаграфиота, "Ерминия, или наставление в живописномискусстве" (перев. с греч. еп. Порфирия, "Труды Киевск. Дух. Акд. ",1868); Ф. И. Буслаева, "Литература русских иконописных подлинников"("Историч. очерк. русск. народ. поэзии и искусства", т. II); П. Я.Аггеева, "Старинные руководства по технике живописи" ("Вестн. Изящ.Иск.", т. V) и пр. А. С - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

Связанные понятия: