Skip navigation

Что такое Гольдони? Значение слова goldoni, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Гольдони» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое гольдони? Узнайте, что означает слово goldoni - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гольдони

Гольдони

Гольдони (Карло Goldoni) - известный итальянский драматург, род. вВенеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он ужеребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, поприказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана,Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почтиисключительно с актерами и актрисами. Уступая его просьбам, отецпозволил ему переменить факультет. Сперва в Венеции, потом в Павии Г.занимается юридическими науками, но гораздо усерднее знакомится сдраматической литературой вообще и итальянской в частности, причем сприскорбием замечает в последней отсутствие чего-либо достойноговнимания и, несмотря на свои 16 лет, задумывает реформу в этой области.За сатиру в драматической форме: "Колосс" его удалили из Павии, послечего он учился некоторое время в Удинэ, а затем в моденскомуниверситете, где и окончил курс. Вступил в адвокатское сословие (вВенеции) и с успехом ведя процессы, Г. сочинял трагедии - что наименеесоответствовало свойству его дарования и потому выходило очень неудачно - и либретто для оперт, и те и другие стали появляться на сцене, нобез успеха. На свою настоящую дорогу, сразу доставившую ему громкое имя,Г. вступил только комедией "Светский человек" (L'Uomo di Mondo), закоторою последовали: "Мот" (Il Prodigo), "Банкротство" (Il Fallimento),"Обманщик" (L'Impostore) и др. В течение одного года им было написанодля венецианской публики шестнадцать трехактных пьес. В 1761 г. Г.навсегда оставил свое отечество, чтобы поселиться в Париже, куда еговызвала дирекция тамошнего итальянского театра. В два года он написалтам 24 пьесы, из которых удержались в репертуаре 8 и которым сам авторпридавал так мало значения, что почти не бывал на представлении их; темохотнее он посещал театр французской, где все более и более росло еговосторженное сочувствие к Мольеру. Занятие должности учителяитальянского языка, внезапная потеря одного глаза, приглашение изЛондона писать пьесы для тамошнего итальянского театра, громадный успехнаписанной им по-французски комедии "Благодетельный Брюзга" (Le Bourrubienfaisant), за которою последовала еще одна французская, менеепонравившаяся парижской публике, продолжение литературной деятельности ина родном языке - вот главные биографические факты за последнее времяжизни Г., умершего в Париже в 1793 г. Литературное наследие Годьдони - более 200 пьес, между которыми всегобольше комедий, из этих последних одни (напр. "Патеда") относятся кжанру "слезливых комедий", другие - веселые буффонады из народной жизнии так ваз. "комедии характера" (напр. "Трактирщица", Locandiera;"Комический театр", Il teatro comico; "Осажденный богач", Il Riccoinsidiato; "Скупой", L Avaro; вышеупомянутый "Благодетельный Брюзга" имн. др.). На этой-то второй категории зиждется огромное значение Г. витальянское литературе и та слава, которою он пользовался и пользуется вИталии, давшей ему характеристический титул своего "protocomiсо" (какГреция назвала Аристофана "комиком"). И в его втором отечестве, Франции,такой строгий судья, как Вольтер, называл его (в письме к нему) "сыном иживописцем натуры", человеком, "очистившим итальянскую сцену,изобретающим фантазиею и умеющим писать здравым смыслом", восхвалял"чистоту, естественность" его стиля. Итальянское общество и народ нашлисебе в нем удивительного живописца. Если, по характеристике итальянскогокритика, "театр Г. похож на большую, людную ярмарку, где встречаешьлюдей всякого характера и всякого сословия, то первое место на этойярмарке занимает низший класс. Ни в чем дарование Г., его vis comica, необнаружилось так ярко и широко, как в его так наз. "венецианских"народных комедиях; тут сравнение с ним может выдержать разве толькоПлавт, с которым у Г. вообще немало точек сходства и соприкосновения. В литературном отношении пьесы Г. приобретают особенное значениерисовкою характеров, чему он придавал очень высокую цену, идя по следамМольера (Г. так и называют итальянским Мольером). В этом создании"комедии характера" и заключается реформа Г. в области итальянскойдраматургии. Завещанные итальянской комедии еще римскою так наз. четыре"маски", которые вследствие своей вековой неподвижности, приобрелиплачевную шаблонность и утратили всякую жизненность - эти "маски" Г.заменил реальными лицами, выхваченными прямо из жизни. Грубую, большеючастью импровизированную арлекинаду он заменил тонким и серьезным"жанром", в котором главное - изображение действующих лиц, их смешныхсторон, слабостей и недостатков. Строгий пурист-эстетик найдет в комедииГ. недостатки в роде, напр., излишней бесцеремонности в изображении иособенно в языке; его современник и враг, известный драматург Гоцци,прямо обвинял его в том, что "он представлял на сцене только ту правду,которую находил у себя пред глазами, и копировал ее осязательно и грубо,вместо того, чтобы подражать натуре с подобающими писателю деликатностьюи утонченностью". Но такие обвинения, неосновательные сами по себе,теряют всякий смысл, когда применяются к писателю чисто народному:притом же недостатки эти - если они действительно недостатки у Г. весьманезначительны и обильно выкупаются достоинствами. Главным материалом длябиографии Г. и истории его литературной деятельности служат его"Мемуары", напечатанные им сперва по-французски в 1787 г. под загл. :"Memoires de М. Goldoni, pour servir a l'histoire de sa vie et a cellede son theatre", а год спустя им же переведенные на итальянский язык.Ср. Ferdinando Meneghezzi, "Della vita e delle opere di Carlo Goldoni"(Мил., 1827); Luigi Carer, "Saggi sulla vita e le opere di CarloGoldoni" (Венеция, 1825); Gherardo de'Rossi, "Del moderno teatro comicoitaliano e del suo Restavratore Carlo Goldoni" (Бассано, 1794);Molmenti, "C. Goldoni" (1875). Подр. разбор некот. комедий Г. см. в"Geschichte des Drama's", Клейна (т. VI, 1, Лпц., 1868); обстоят, статьюо нем - в сочинении Simonde de Sismondi, "De la litterature du midi del'Europe". На русс. язык переведены комедии "Веер" (П. Д. Боборыкиным) и"Трактирщица" (старинный перевод кн. Шаховского, под заглавием"Мирандолина"). П. Вейнберг.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Гольдони» в других словарях:

Гольдони

- (Goldoni) Карло (1707-93) - итальянский драматург, создательнациональной комедии. Осуществил просветительскую реформу итальянскойд...
Энциклопедический словарь

Связанные понятия: