Skip navigation

Что такое Гойя-и-Луциентес? Значение слова goiya i lucientes, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Гойя-и-Луциентес» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое гойя-и-луциентес? Узнайте, что означает слово goiya-i-lucientes - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Гойя-и-Луциентес

Гойя-и-Луциентес

Гойя-и-Луциентес (Франциско Goya у Lucienles) знаменитый испанскийживописец и гравер (род. 1746, умер 1828); еще в детстве он обнаружилнеобычайные художественный способности; учился у живописца X.де-Луцара-Мартинеса, в Сарагоссе; провел юность, полную тревожныхприключений, и в 1765 году попал в Рим, где занимался не столькоживописными работами и копированием итальянских мастеров, скольконаглядным изучением их средств и манеры. По возвращении своем в Испаниюв 1774 г., он вскоре вошел в славу у соотечественников, благодарямножеству своих исторических и жанровых картин, рисунков и картонов(сочиненных для ковровой фабрики св. Варвары), выказавших неисчерпаемоебогатство его фантазии, замечательных по оригинальности замысла икомпозиции, пленяющих нежностью, серебристостью, теплотою игармоничностью колорита. С большим мастерством писал он также и фрески,преимущественно религиозного содержания, в которых, однако, заметен унего недостаток веры и воодушевления. Редкий дар наблюдательности делалего особенно способным к портретным работам, превосходные образцыкоторых можно видеть теперь в мадридском музее дель-Прадо. Большинство идругих произведений этого в высшей степени самобытного и национальногохудожника находится в Испании. За пределами этой страны он известенпреимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчиофортами, составляющими отдельные серии, под заглавием: "Капризы" (1793- 1798, 80 лист., с композициями, осмеивающими или бичующими порокиаристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов),"Тореадорство со времен Сида" (около 1801 г., 80 лист.), "Пословицы" (18лист., служащих продолжением "Капризов") и "Бедствия войны" (1810 -1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашествия на Испанию приНаполеоне I). Кроме этих серий, Г. выгравировал крепкой водкою немалодругих рисунков собственного сочинения, а также эстампов с картин горячолюбимого им Веласкеса. Не смотря на свой независимый образ мыслей исаркастическое отношение к высшим сферам общества, талантливый художникбыл в милости у королевского двора и пользовался всеобщим почетом; в1780 г. мадридская академия св. Фернанда избрала его в свои члены, в1786 г. он получил титул королевского живописца, и хотя в 1793 г. был.удален из Мадрида за принадлежность свою к партии герцогини Альбы, новскоре возвратился из изгнания; в 1795 г. завял пост президентавышеупомянутой академии, а в 1799 году удостоен звания первогопридворного живописца. Последние годы своей жизни с 1823 года он провелв Бордо. См. Ch. Yriarte, "Biographie de G." (Париж, 1867); P. Lefort,"Francisco G., etude biographique et critique" (Париж, 1877) имонографию М. В. Ватсон: "Франциско Г." (в "Вестнике изящн. искусств.",т. II). А. С - в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):