Skip navigation

Что такое Францисканский? Значение слова franciskanskii, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Францисканский» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое францисканский? Узнайте, что означает слово franciskanskii - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Францисканский

Францисканский

Францисканский орден - нищенствующий монашеский орден, основанныйФранциском Ассизским. В 1221 г. папа Гонорий III утвердил его правило; в1228 г. оно было заменено другим, которое и осталось основой егоустройства. Несмотря на формальное запрещение, выраженное Франциском вего завещании, это последнее правило подвергалось различнымистолкованиям и дополнениям. Первоначальная община учеников Францискавовсе не имела монашеского характера; это было соединение людей,проникнутых братскими чувствами и апостольскими идеалами; они занималисьпроповедью и благотворительностью, не имели постоянного местопребыванияи собственности. С умножением их числа, под давлением церкви, созданыбыли общие и местные капитулы (собрания), должности генерального ипровинциальных министров. Местом деятельности первоначальнойфранцисканской общины была Средняя Италия, но весьма быстро братьяраспространяются по всем странам Европы: в 1219 г. они появляются вГермании и Франции, в 1220 г. в Англии, в 1228 г. - в Венгрии, вследзасим в Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии. Община, обращенная ворден, стала в теснейшую связь с римской курией. Последняя оказывалафранцисканцам неизменное покровительство при частых столкновениях их сепископами и приходским духовенством и содействовала притоку щедрыхпожертвований в их пользу со стороны светского общества. Из привилегий,данных ордену, важнейшей было право проповеди и совершения таинств.Особенное значение имела францисканская проповедь, проникавшая во всеслои населения и своим нравственно-практическим направлениемотличавшаяся от более ученой проповеди доминиканцев. В свою очередь,францисканцы сделались верными слугами римской курии. В областирелигиозной они, вместе с доминиканцами, получают в свое распоряжениеинквизицию над еретиками; в области политической они употребляются наборьбу с противниками пап. Деятельное участие Ф. орден принял в преследовании императораФридриха II; немало он содействовал и приведению португальских королей кпокорности римскому престолу (во второй половине XIII в.). Наконец,нищенствующие францисканцы, не имеющие, по их правилу, никакойсобственности, являются в роли собирателей всяких сборов в пользу Рима.Особенно упрочилась связь ордена и курии при Александре IV, который встолкновении парижских профессоров с нищенствующими орденами энергичнопринял сторону последних, осудил их главного противника, Вильгельмаде-Сент-Амур, и даровал им право свободного преподавания в университетах(1256) - право, коим и доминиканцы, и францисканцы воспользовались вширокой мере. Несмотря, однако, на этот тесный союз ордена и курии,среди францисканцев сохранялась группа, болезненно чувствовавшаяизменения, которые обратили первоначальную общину в орден. Первоначальноона стремилась лишь к тому, чтобы в возможной чистоте сохранить Ф.правило и завещание Франциска, несмотря на то, что Григорий IX призналпоследнее необязательным. Когда во главе ордена стал преемник Франциска,Илья Кортонский, желавший возможно больше использовать привилегированноеположение ордена, обличавшие его ревнители строгого соблюдения заветовФранциска подвергались всяческим преследованиям. Особенное значениеполучила эта орденская партия, когда в ее среде распространилисьдоктрины Иоахима Флорийского; образовалась целая псевдоиоахимовскаялитература, возвещавшая близкое осуждение церкви и переход к царству Св.Духа, где носителями благодати станут монашеские ордена, в особенностиФ. Сам Франциск Ассизский приобрел значение как бы второго Христа,принесшего людям новое откровение. Не менее охотно, чем грядущий суд надцерковью, изображали псевдо-иоахимисты ее настоящие недостатки,преобладание в ней светских корыстных интересов в особенности обвинялиони пап за искажение заветов Франциска. Церковь отвечала репрессиями,всячески укрепляя власть орденских прелатов-министров и орденскуюдисциплину вообще. Трактат францисканца Герардина: "Введение в вечноеЕвангeлиe", представлявший собою истолкование подлинных сочиненийИоахима в духе францисканского радикализма, был предан сожжению, а авторего осужден на пожизненное заточение. В конце VIII в. францисканцы, стоящие на почве переработанногоиoaxимизма, получают название "мужей духа", "спиритуалов" исосредоточиваются в Южной Франции и Италии. Главным представителемюжно-французских спиритуалов был Петр Олива. Мы находим у него идеюпостепенного развития церкви, проходящей через 7 стадий или эпох;последняя эпоха будет благодатным царством Св. Духа, предвестникомкоторого является Ф. орден. Однако, у Оливы, как и у самого Иоахима,этот переход представляется не как осуждение современной церкви, а какестественное развитие откровения. Олива старался примирить высокуюоценку, которую давали спиритуалы правилу и завещанию, с послушаниемцеркви; поэтому он не подвергся преследованию. Гораздо более резкоеотношение к правящей церкви мы находим у итальянских спиритуалов. Всвоем трактате: "Arbor vitae crucifixae" Убертин да Казале, изображаяприближение царства Св. Духа, осуждает всю современную ему церковь;особенно резки его отзывы о папах, которые как бы распяли Франциска,искореняя насажденную им евангельскую бедность; Убертин видел в папахорудия Антихриста. Другая группа итальянских спиритуалов, с Клареном воглаве, совсем отделилась от ордена и образовала, под покровительствомпапы Целестина V, особое братство; преемник Целестина, Бонифаций VIII,заставил их, однако, вернуться в орден. Совместное пребывание в орденеспиритуалов и так называемых "конвентуалов" (осуждавших Иоахимизм истоявших на почве полного подчинения церкви) служило источникомпостоянных раздоров. Климент V пытался, декларацией 1311 г., примиритьобе группы, но безуспешно. Иоанн ХХII стал смотреть на спиритуалов какна открытых еретиков: некоторые из них было сожжены в Марсели за то, чтоне признавали права папы изменять орденское правило. Рядом соспиритуалами появляются в это время фратичеллы и бегины, преимущественносреди терциариев (см. ниже); они развивают воззрения спиритуалов иоткрыто порывают с церковью. Попытка Иоанна XXII бороться с беспокойнымиэлементами ордена и с экзальтированным культом евангельской бедностипосредством догматического признания, что у Христа и апостолов быласобственность, и посредством предоставления собственности францисканцам,привела к отпадению большей части ордена от папы и к союзу ее сЛюдовиком Баварским; главными сторонниками императора из этой среды былиОккам, Михаил Чезенский и Бонаграция Бергамский. Преемникам Иоанна XXIIудалось воротить орден в лоно церкви. Спиритуалов мы после этого ненаходим, а фратачеллы и бегины признаются стоящими вне связи с орденом.Тем не менее противоположность более строгих блюстителей правила и болееумеренных не исчезла. Постоянные споры представителей этих двухнаправлений заставили констанцский собор дать "обсервантам" (строгим)особое устройство; окончательное разделение конвентуалов и обсервантов,образовавших как бы два ордена, последовало в 1517 г. От обсервантовотделились, в свою очередь, так наз. алькантарские францисканцы,отличающиеся особой суровостью жизни, и капуцины. К Ф. ордену, наконец,принадлежат и "терциарии" - люди, остающиеся в мире, но давшие частныйобет соблюдать особые религиозные и моральные обязанности. По-видимому,правило терциариев ведет происхождение не из времен Франциска, а отбуллы папы Николая IV, данной в 1289 г. Среди этих терциариев ученияспиритуалов находили особое распространение и принимали более резкоеретический характер. - Конец XVIII в. и начало XIX в. были неблагоприятны для Ф. ордена:реформы Иосифа II, французская революция, секуляризация при Наполеоне -все это сильно уменьшило число францисканских м-рей и монахов.Реставрация прежних порядков сопровождалась отчасти восстановлениемм-рей и орденов; однако, большинство политических перемен XIX в. -образование южно-америк. республик, объединение Италии, созданиеГерманской империи и следовавшая за ней так называемая "культурнаяборьба", установление республики во Франции - рассматриваютсяправоверными католическими историками как события, гибельные для роста изначения орденов. В эпоху ограничения прав Ф. ордена со стороныгосударственной власти в Германии, Франции и Италии, значительная частьфранцисканцев переселилась в Англию и Соединенные Штаты. Численность ихсильно уменьшилась с конца XVIII в.; тогда насчитывалось их до 150000, апо данным 1862 г. число францисканцев всех категорий не превышает 45000чел.; в 1884 г. оно не достигало даже 25000 чел. Ср. Wadding, "Аnnalesordinis Minorum" (Лион, 1629 - 1654 и Рим, 1731 - 1860); его же,"Scriptores ordinis minorum" (Рим, 1650); "Bullarium Franciscanum" (I -IV, Рим, 1759 - 68; V - 1896); Gonzag, "Historia Seraphica" (там же,1587); многочисленные статьи Эрле в "Archiv fur Litteratur undKirchengeschichte des Mittelalters" (Б., 1861 сл.) и в "Wetzer undWelte's Kirchenlexicon" (IV т.); Beuter, "Geschichte der religiosenAufklarung im Mittelalter" (т. I - II, Б., 1877); Thode, "Franz vonAssisi und die Anfange der Kunst der Renaissance in Italien" (Берл.,1885); Tocco, "L'eresia nel mеdio еvо"(Флоренция, 1884); С.Котляревский, "Францисканский орден и римская курия в XIII и XIV в."(М., 1901). С. К.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Францисканский» в других словарях:

францисканский

- ФРАНЦИСК'АНСКИЙ , францисканская, францисканское. прил. к францисканец . Францисканский монах. Францисканский орден..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: