Skip navigation

Что такое Дельфы? Значение слова delfi, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Дельфы» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое дельфы? Узнайте, что означает слово delfi - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Дельфы

Дельфы

Дельфы (Deljoi) - гор. в юго-зап. Фокиде, у подошвы г. Парнаса,знаменитый своим оракулом Аполлона. По одним известиям здесь до оракулаАполлона были оракулы других божеств (Земли, Фемиды, Посейдона и др.);по гомеровскому гимну, Аполлон сам избрал себе Д. местом для святилища,предварительно убив обитавшего здесь дракона Пифона. По его желаниюбаснословные зодчие Трофоний и Агомед построили ему здесь храм. Сам ондобыл себе и храмовых служителей, в лице критских моряков, кораблькоторых привел он в гавань Д. - Крису, превратившись в дельфина. Послеоснования дорийских государств в Пелопоннесе, в Д. был перенесен изФермопил центр древнейшей амфиктионии. Законы Ликурга были продиктованыили, по крайней мере, одобрены дельфийским оракулом, на утверждениекоторого шли и все прочие важные мероприятия Спарты. Цари ееподдерживали постоянные сношения с оракулом. Учреждение олимпийских игрсостоялось также под влиянием Д. Уже в эпоху составления гомеровскихпоэм (не позже VIII в. до Р. X.) Пифон, как назывались тогда Д.,славился своими несметными богатствами. В эпоху греческой колонизации Д.получили еще большее значение, так как Оракул взял в свои руки верховноеруководство этим делом. Ни одна колония не выводилась безпредварительного совещания с оракулом; многие отправлялись по егопрямому приказанию, причем часто он указывал и место, куда следоваловыселиться. Это показывает, что Д. жрецы обладали очень обширными, посвоему времени, географич. познаниями и связями в разных концахизвестного тогда мира. Уже в VIII - VII вв. Д. Оракул знаменит в дальнихстранах. Этруски имеют свою сокровищницу в Д.; Мидас фригийский,Тарквиний Гордый, лидийские цари династии Мермнадов спрашивают егосовета и приносят ему дары. Получив такое значение и разбогатев, городД., выросший вокруг святыни Аполлона, не желал находиться в зависимостиот Крисы, в области которой находилось святилище. Между ними началисьнедоразумения, разрешившиеся в начале VI в. так называемой первойсвященной войною амфиктионов. Криса была разрушена и территория еепосвящена богу. В память этого были учреждены пифийские игры (около 590г. до Р. X.). В 548 г. древний храм сгорел. Возобновление его, с помощьюстекавшихся отовсюду пожертвований, принял на себя афинский родАлкмеонидов. Строил его коринфский зодчий Спинфар. Во времягрекоперсидских войн Д. святилище было, по преданию, спасено от отрядаварваров самим богом. В эту эпоху Д. политически принадлежали кФокейскому союзу. В 448 г. они отделились от союза, при помощиспартанцев, но тотчас же были насильно возвращены в его среду фокейцами,которым помогли афиняне. Лишь по Никиеву миру (421 г.) афиняне призналинезависимость Д. и неприкосновенность направлявшихся туда богомольцев.Во время священной войны IV в. (355 - 346), Д. были захвачены и впервыеукреплены фокейцами, а сокровища храмовые разграблены и употреблены навоенные издержки. В македонскую эпоху значение Д. упало, но онипродолжали быть центром амфиктионии, так что даже этолийцы в эпохусвоего наибольшего преобладания (III в.) действовали именем Д. В 279 г.Д. подверглись нападению диких орд галлов, но были спасены, главнымобразом, этолийцами. Оракул продолжал существовать во всю римскую эпоху,вплоть до Феодосия В., который приказал закрыть его (около 390 г. по Р.X.). Предсказания еще в эпоху Плутарха давно уже перестали даваться вметрической форме. Подробное описание святилища дает Павзаний в Х книге своего "ОписанияЭллады". При входе с В в город Д. находилось несколько храмов; важнейшийиз них был посвящен Афине Предхрамной (A. Pronaia). Далее следовалосвятилище "Героя Стража" и гимназия. Между этими зданиями и самымсвятилищем, окруженным стеною, протекал ручей Касталия, берущий началоиз ущелья между двумя скалами - Фэдриадами, у подножья которыхнаходилось святилище. Дар вдохновения стал приписываться Касталии лишьримскими поэтами. Священный округ был наполнен статуями, всякого родапосвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целыхзданий и т. п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатыйскульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов игаллов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познайсамого себя", "Ничего чрез меру" и т. д.) и находилось загадочное Е, втрех экземплярах: деревянном, посвященном 7-ю мудрецами, бронзовом -афинянами и золотом - императрицей Ливией. В самом святилище, куда никтокроме пифии и жрецов не допускался, находилась знаменитая расселина вскале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, накоторый садилась пифия, для приведения себя в экстаз, под влияниемпаров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того,как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краюрасселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия передгаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево этокаким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь женаходился так наз. "пуп земли" - конусообразное возвышение из мрамора,обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всякихпосвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, приНероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминанияколоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычипосле Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовойколонной, в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычейфокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческихгосударств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином В. вКонстантинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой"Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота,изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Д., в отрогахПарнаса, сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану. До последнего времени в Д. производились раскопки Франц. афинскойархеологической школой в весьма скромных размерах. Найдены фундаменты инекоторые архитектурные части храма, причем в стене, облицовывающейфундамент, оказалось более 600 надписей, большею частью касающихсяотпущения на свободу рабов. Главной помехой к систематическомуисследованию Д. служило то, что на самом месте святилища находитсядеревушка Кастри, дома которой почти целиком состоят из древнихобломков. В последнее время Франц. правительству удалось преодолеть этозатруднение. Оно заключило с греческим правительством договор, покоторому последнее берет на себя экспроприацию Кастри, а французскоеправительство производит за свой счет раскопки. Найденные предметысоставляют достояние Греции. Франц. правительство имеет исключительноеправо на воспроизведение и издание всех найденных предметов в течение 5лет. Конвенция имеет силу в течение 10 лет со дня подписания (13 апр.1891 г.). См. P. Foucart, "Memoire sur les ruines et l'histoire deDelphes" ("Archives des Missions Scientif.", 1865); A. Mommsen,"Delphica"; Pomtow, "Beitrage zur Topographie von D." (Б., 1890). А. Щукарев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Дельфы» в других словарях:

Дельфы

- Древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Ср. Греция),общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона; в Дельфахпр...
Энциклопедический словарь

Дельфы

- - древнегреческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона . В 7- 6 вв. до н.э. Дельфы приобрели роль...
Исторический словарь

дельфы

- Культовый центр и город в Фокиде, где находился наиболее прославленный оракул Древней Греции. Дельфы расположены примерно в 7 к...
Энциклопедия Кольера

Связанные понятия: