Skip navigation

Что такое Бортнянский? Значение слова bortnyanskii, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Бортнянский» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое бортнянский? Узнайте, что означает слово bortnyanskii - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Бортнянский

Бортнянский

Бортнянский (Дмитрий Степанович) - знаменитый русский композиторцерковной музыки, с деятельностью которого тесно связаны судьбыправославного духовного пения первой четверти этого столетия ипридворной певческой капеллы. Б. родился в 1751 году в городе Глухове,Черниговской губернии. В царствование императрицы Елисаветы Петровны онпоступил малолетним певчим в придворный хор. Императрица Екатерина IIобратила внимание на дарование молодого Б., занимавшегося у известногоитальянского композитора Галуппи, и послала его в 1768 году заграницу,для усовершенствования в изучении теории композиции. Б. продолжал вВенеции свои занятия у Галуппи, затем, по совету своего профессора, снаучной целью ездил в Болонью, Рим, Неаполь. Ко времени пребывания Б. вИталии относятся его сонаты для клавесина, отдельные хоровые сочинения,две оперы и несколько ораторий. В 1779 г. Б. 28-ми лет возвратился вРоссию Его сочинения, поднесенные императрице Екатерине II, произвелисенсацию. Вскоре Б. был удостоен звания композитора придворногопевческого хора и денежной награды. В царствование императора ПавлаПетровича, в 1796 г., Б. был сделан директором придворной певческойкапеллы, преобразованной в том же году из придворного певческого хора,на место Полторацкого, умершего годом раньше. Заведуя капеллой, Б.,помимо своих композиторских дарований, выказал еще организаторскийталант. Он обратил внимание на комплектование хора лучшими голосамиРоссии, довел хор до высокого совершенства исполнения, а главное -энергично противодействовал той распущенности пения, которая царила вправославных церквах, в которых, между прочим, исполнялись произведенияи невежественных композиторов, носившие названия, напр. херувимских, всамом деле рядом с мелодиями умилительного распева, выводившими разныевеселые напевы. В церковное пение вводились арии из итальянских опер.Кроме того, и хорошие сочинения писались так неудобно для голосов, что вразных церковных хорах они подвергались изменениям и искажениям. Все этопобудило св. Синод, разумеется, при содействии Б. сделать следующеепостановление: 1) петь в церквах партесное пение только по печатнымнотам; 2) печатать партесные сочинены Б., а также и других известныхсочинителей, но только с одобрения Б. Этим был водворен в церковномпении желаемый порядок. Б. обратил внимание на церковную мелодию; по егоходатайству были напечатаны распевы, написанные крюками. Б. сделалпопытку разработать древние напевы нашего церковного песнопения, нонельзя сказать, чтобы труды его вполне достигли цели. Под влиянием духавремени, Б. желая придать старинным мелодиям вполне определеннуюритмическую стройность, нередко видоизменял эти мелодии, удаляясь от ихистинного духа. Переиначивая мелодии, Б. часто давал словам не вполневерную декламацию. Одним словом, из стариной церковной мелодии,служившей ему как бы канвою, Б. создавал нередко почти новую мелодию. Нанедостатки в переложениях Б. указывает Львов в своем сочинении "Ритм".Несмотря на то, что Б. был родом из Украины, он сильно поддался влияниюитальянской школы, тяготение к которой весьма ощутительно в духовнойконцертной музыке Б. Но тем не менее в его произведениях видно крупноедарование; в них автор стремился выразить мысль текста священныхпеснопений, стараясь передать общее молитвенное настроение, и неособенно вдаваясь в частности. Гармония в сочинениях Б. сравнительно проста и вообще в его музыкенет тех эффектных и искусственных приемов, которые могли бы развлекатьмолящегося; кроме того, в сочинениях Б. видно глубокое знание голосов.Многие биографы и историки называют время деятельности Б. "эпохою"вобласти православной церковной музыки; отчасти они правы, так как Б.первый оказал влияние на установление порядка в церковном пении по всейРоссии, и первый стал разрабатывать древние церковные напевы. Болееверного и точного переложения церковных мелодий стал придерживатьсяТурчанинов. Бортнянский умер 28 сентября 1825 года в Петербурге. Лучшимиконцертами Б. считаются: "Гласом моим ко Господу воззвах", "Скажи ми,Господи, кончину мою", "Вскую прискорбна, еси, душе моя", "Да воскреснетБог и расточатся врази его", "Коль возлюблена селениe твоя, Господи". Измногочисленных сочинений Б. изданы придворною певческою капеллою 35концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосная литургия, 7херувимских, 21 мелких духовных песнопений, собрание духовных псалмов идругих песнопений, в двух томах (26 номеров), собрание четырехголосных идвуххорных хвалебных песней, в двух томах (14 номеров), собрание гимновдля одного и четырех голосов, и проч. Ср. "Церковное пение в России",протоиерея о. Д. Разумовского (Москва, 1867), "Березовский иБортнянский, как композиторы церковного пения" Н. А. Лебедева (Спб,1882). Н. Соловьев.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Бортнянский» в других словарях:

Бортнянский

- Дмитрий Степанович (1751-1825) - российский композитор. Попроисхождению украинец. Мастер хорового письма а капелла, создал новый т...
Энциклопедический словарь

Связанные понятия: