Skip navigation

Что такое Богоявление? Значение слова bogoyavlenie, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Богоявление» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое богоявление? Узнайте, что означает слово bogoyavlenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Богоявление

Богоявление

Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятыйпраздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое женазвание усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителябыло особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэтого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явисяпоклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший предпраздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: внавечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века ввоспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали егодаже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днемторжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Можетбыть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план. П. В.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Богоявление» в других словарях:

Богоявление

- — одно из названий двойного христианского праздника, относящегося к числу двунадесятых и установленного в воспоминание о двух од...
Исторический словарь

Богоявление

- - второе название христ. праздника крещения. По словам христ. проповедников, этим названием подчеркивается, что при крещении Иис...
Философский словарь

богоявление

- (греч. epiphaneia), в Римско-католической церкви именуемое также "днем светов", "праздником трех царей" и "двенадцатым днем", о...
Энциклопедия Кольера

Богоявление

- (Б прописное), Богоявления, ср. ( церк. ). Один из христианских праздников - то же, что Крещение..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: