Skip navigation

Что такое Бейль? Значение слова beil, энциклопедия брокгауза и ефрона

Значение слова «Бейль» в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Что такое бейль? Узнайте, что означает слово beil - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Бейль

Бейль

Бейль (Пьер Bayle) - один из влиятельнейших французских мыслителей ифилософскобогословский критик, род. в Карлате, в графстве Фуа вЛангедоке, 18 ноября 1647 года. Первоначальное образование получил подруководством отца, реформатского пастора, затем посещал школу вПьюи-Лоране, где чрезмерными занятиями подорвал свое здоровье.Отосланный по совету врача в деревню к одному родственнику, он нашел тамдовольно богатую библиотеку и с обычной своей страстью предался чтению.Особенно серьезно занялся он изучением Монтеня, который оказал заметноевлияние на направление его ума и на характер будущих его занятий. 21года Б. стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Доводы его учителей,а в особенности дружеские беседы с одним католическим священником,жившим рядом с ним, поселили в нем сомнения на счет правоверностипротестантизма, и он решил переменить религию. Приверженность его ккатолицизму дошла до того, что он пытался даже обратить своего старшегобрата, бывшего тогда уже пастором в родном городе. Но это увлечениепродолжалось недолго, и, благодаря стараниям семейства Б., он в скоромвремени снова вернулся на лоно реформатской церкви. Чтобы спастись отгрозившего ему отлучения, он переселился в Женеву и оттуда в Коппет, гдепознакомился с философией Декарта, сделавшегося с тех пор его любимыммыслителем. Но, не имея средств к существованию, Б. через несколько летснова вернулся во Францию, проживал сначала в Руане, а потом в Париже,перебиваясь кое как частными уроками, и наконец в 1675 г. получилкафедру философии в Седане, которую с честью занимал вплоть до закрытияседанской академии в 1681. Уже в эту эпоху его жизни ему представилсяслучай выступить публично защитником философских идей противгосподствующих предрассудков. Герцог Люксембургский был обвинен нетолько народной молвой, но и перед государственным судом в сношениях снечистой силой, и Б. выпустил в защиту его анонимный памфлет, в которомуничтожил обвинение силою своих остроумных и неотразимых аргументов.Когда Людовик XIV, окончательно уже решившийся на отмену Нантскогоэдикта, закрыл ненавистную ему седанскую академию, вопрекиторжественному обязательству, данному на этот счет герцогу Бульонскомупри уступке герцогства Франции, Б. был приглашен на кафедру философии вРотердам. Здесь он окончил свое сочинении "Pensees diverses sur lacomete", в котором старался рассеять суеверный страх, возбужденный внароде появлением кометы 1680 г. Это глубоко ученое сочинение,трактующее о разнообразных предметах метафизики, этики, богословия,истории и политики, было всюду встречено с восторгом, но больше всего воФранции, где оно было запрещено полицейской властью. Вскоре Б. вступил вполемику иного рода. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал историикальвинизма и самыми черными красками изобразил в ней реформацию иреформатов. Б. решился ответить ему и менее чем в 15 дней составилброшюру под названием: "Critique generale de l'histoire du Calvinisme deMaimburg", обратившую на себя всеобщее внимание и с уважениемупоминаемую даже самим Маймбургом. Во Франции брошюра была всенародносожжена рукой палача, но от этого, разумеется, спрос на нее еще болеевозрос, так что в несколько недель она выдержала три издания. Своимзаступничеством за религии Б. навлек на себя неудовольствие знаменитогобогословского полемиста того времени, Жюрье, перешедшее вскоре внепримиримую ненависть. Дело в том, что сам Жюрье написал опровержениена книгу Маймбурга, но оно появилось слишком поздно и во всех отношенияхбыло ниже критики Б. Пользуясь господствовавшей в Голландии свободойпечати, Б. издал некоторые запрещенные во Франции книги, между прочим,несколько сочинений о Декарте. В 1684 г. он предпринял периодическоелитературное издание: "Nouvelles de la republique des lettres", имевшеебольшой успех, но вместе с тем навлекшее на него не мало неприятностей,чему Бейль был обязан тайным проискам Жюрье. Религиозные преследованияво Франции дали Б повод к изданию как бы переведенного с английскогосочинения: "Commentaire philosophique sur ces paroles de l'Evangile:Contrainsles d'entrer", содержащего в себе мужественную защиту началверотерпимости. За это сочинение Жюрье открыто напал на него собвинением в религиозном индиферентизме и чуть ли не безбожии,вследствие чего Б. лишился в 1693 г. своей должности и ему былозапрещено заниматься даже частным преподаванием. Свободный от всякихзанятий, Б. посвятил все свое время давно задуманному им изданию:"Dictionnaire historique et critique" (первоначально в 2 т., Ротерд.,1696; новейшее изд. в 16 т., Париж, 1820), на обложке которого впервыепоявилось полное имя автора. Жюрье снова выступил противником Б. изаставил консисторию призвать его к ответственности за порицание царяДавида и за возданную хвалу нравственным качествам некоторых атеистов.Б., хотя и обещал вычеркнуть все, что казалось предосудительнымконсистории, все таки выпустил сочинение в прежнем виде, исключив тольконекоторые, да и то маловажные места. Своим "Reponse aux questions d'unprovincial" и продолжением "Pensees sur la comete" он нажил себя новыхврагов в лице Жакло и Леклерка, которые напали преимущественно на егорелигиозные воззрения. Другие преследовали его как врага протестантскойцеркви а его нового отечества. Эти дрязги усиливали его физическиестрадания, которые свели его в могилу 28 декабря 1706 г. Б. умер, можносказать, с пером в руках; вся его жизнь прошла в работе и единственноеразвлечение, которое он позволял себе, состояло в переписке с друзьями,к числу которых принадлежали такие люди как Фонтенель, Бэкингэм,Шэфсбюри Бёрнет, Лейбниц и др. Б. стоит во главе новых диалектиков и скептиков. Если до неговозродившийся скептицизм древних с большей или меньшей искренностьюпосвятил себя служению церковной догматике, то в нем скептицизмобратился на религиозное знания и принял направление, которое сделало Б.передовым борцом за просветительные начала против узкого церковногодогматизма. Он одинаково боролся, как против теологической схоластики,так и против попыток философской рассудочной религии, вследствие чегоодни видели в нем еретика, а другие приверженца мракобесия. В нем самомэто противоречие между верой и знанием нашло себе так мало внутреннегопримирения, что, читая напр. его "Dictionnaire", так и кажется, какбудто текст был продиктован ему верой, а примечание наукой идиалектической критикой. Но именно эти примечания, благодаря своемуостроумному, полному огня и доступному для всех изложении, в связи сбеспримерным богатством ученого знания, приобрели громадное влияние нафранцузские умы и его "Dictionnaire" является главным источником, откупараспространяется столь свойственный французскому духу скептицизм,сделавшийся исходной точкой тогдашних просветительных стремлений. Ноесли в общем Б. гораздо сильнее в анализе чужих заблуждений, чем всоздании собственных идей, то все же чрез все его мышление проходитнекоторое положительное начало, имевшее глубокое, всеобъемлющеезначение. Это - постоянно повторяющееся у него указание на независимостьнравственных поступков и нравственного достоинства от религиозногоубеждения, - учение, послужившее основой терпимости просветительнойэпохи. Б. ратовал за это учение, и положительными и отрицательнымисредствами, и наконец дал ему яркое выражение в своем известномизречении, что он очень хорошо может представить себе благоустроенноегосударство, состоящее из одних только атеистов. Но само собоюразумеется, что умственное брожение того времени выдвинуло из сочиненийэтого человека преимущественно их отрицательные стороны, почему в памятилюдской о нем сохранилось представление только как о диалектическомскептике, против сокрушительной критики которого не могли устоятьдогматы ни одной религии, ни одного вероисповедания. Кроме названныхсоч. Б. следует упомянуть еще: "Lettres" (Ротерд., 1712, Амстерд.,1729). Его "Oeuvres diverses" появились в Гаге (4 т., 1725 - 31); см.Демезо (Desmaizeaux) "La vie de Pierre В." (Амстердам, 1730; Л.Фейербах, "Pierre В." (Ансбах, 1838, 2 изд., Лейпциг, 1848). Лениан(Lenient), "Etude sur В." (Париж, 1855).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Бейль» в других словарях:

Бейль

- (Bayle) Пьер (1647-1706) - французский публицист и философ, раннийпредставитель Просвещения; с позиций скептицизма отвергал возмож...
Энциклопедический словарь

Связанные понятия: