Skip navigation

Что такое Россия, разд. Церковное право? Значение rossiya razd cerkovnoe pravo, биографический словарь

Значение термина «Россия, разд. Церковное право» в Биографическом словаре. Что такое россия, разд. церковное право? Узнайте, что означает слово rossiya-razd-cerkovnoe-pravo - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Россия, разд. Церковное право

Россия, разд. Церковное право – Рреподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. Синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподавалось церковное право по инструкции, составленной митрополитом Платоном для Московской академии. По этой инструкции преподавание сводилось к объяснению Кормчей Книга? Узнать в Историческом словаре. Книга - это...'>книги. С преобразованием в 1810 г. духовно-учебных заведений церковное право введено было в круг наук богословских, а программа для систематического его изложения составлена была в 1814 г. архимандритом Филаретом (Дроздовым) . В 1835 г. преподавание церковного права было введено и в университетах, но первоначально лишь как часть богословия, обязательная для одних только студентов-юристов православного исповедания; с 1863 г. ей посвящена самостоятельная кафедра на юридическом факультете. Первая в России ученая работа в области церковного права вызвана была практическими потребностями комиссии составления законов, которой понадобилось сличить постановления византийского права с их следами в наших законах; в результате появилось "Обозрение Кормчей книги в историческом виде" (Москва, 1829). Первым опытом систематического изложения церковных законов, но без всякого исторического освещения, являются "Записки по церковному законоведению", профессора Киевского университета, протоиерея И.М. Скворцова (Киев, 1848; 3-е изд., 1861). Прочное основание изучению церковного права положил широко задуманный "Опыт курса церковного законоведения" (Санкт-Петербург, 1851 - 52) епископа Иоанна (Соколова) , который поставил себе задачей обозреть источники церковного права как в историческом отношении (т. е. по их происхождению), так и в каноническом (т. е. по их содержанию и важности). В 1872 г. издано в русском переводе "Краткий? Узнать в Словаре Ожегова. Краткий - это...'>Краткое изложение канонического права единой, святой, соборной и апостольской церкви", румынского митрополита Шагуны, представляющее собой смесь догматики с церковным правом. Затем профессор Московского университета Н.К. Соколов предпринял в 1874 - 1875 гг. издание своих лекций по церковному праву, но успел напечатать лишь два выпуска, из которых первый содержит введение в церковное право, а второй представляет собой трактат о церковном обществе. В 1882 г. вышел краткой курс лекций по церковному праву священника Альбова . За ним последовали: "Курс общего церковного права" профессора М. Богословского (Москва, 1885), "Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права", казанского профессора П.С. Бердникова (Казань, 1888, дополнено 1889), "Курс церковного права" профессора Н.С. Суворова (Ярославль, 1889 - 90), который впоследствии напечатал и "Учебник церковного права" (Ярославль, 1898). Из других профессоров-канонистов М. Остроумов напечатал "Введение в православное церковное право" (т. 1, Харьков, 1893), Н. Заозерский - "Историческое обозрение Источник? Узнать в Словаре Ожегова. Источник - это...'>источников права православной церкви" (выпуск 1, Москва, 1891), Лашкарев - "Право церковное в его основах, видах и источниках" (Киев, 1889); в последнем приводится мысль о том, что изучение права православной церкви должно быть поставлено на почву "античной юриспруденции" и вестись с точки зрения юридических принципов римско-византийских императоров и древних отцов церкви (об этом см. И. Бердникова , "Архаическое направление в церковном праве", Казань, 1896). Из монографических работ по церковному праву на первый план должны быть поставлены Исследование? Узнать в Социологическом словаре. Исследование - это...'>исследования московского профессора А.С. Павлова (умер 1898 г.), который поставил себе задачей общее изучение истории византийского права, светского и церковного, у южных славян и в России. Много потрудился А.С. Павлов и над подготовкой и разработкой материалов для создания догматической системы права отечественной церкви. Сюда относятся два исследования его: "Номоканон при Большом Требнике" (Одесса, 1872; новое совершенно переработанное издание, Москва, 1897) и "50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права" (Москва, 1887). Весьма важны и труды А.С. Павлова по истории русского церковного права - обширное исследование о секуляризации церковных земель в России (часть 1, 1871), образцовое издание памятников древнерусского канонического права, частью им же открытых (в VI томе "Русской Исторической Библиотеки", издано археографической комиссией, Санкт-Петербург, 1880) и другие. М.И. Горчакову принадлежат монографии: "Монастырский приказ" (Санкт-Петербург, 1868), "О земельных владениях всероссийских митрополитов, Патриарх? Узнать в Историческом словаре. Патриарх - это...'>патриархов и Святейшего Синода, 988 - 1738" (Санкт-Петербург, 1871), "О тайне супружества" (Санкт-Петербург, 1880); Н.С. Суворову - "О церковных наказаниях" (Санкт-Петербург, 1876), "Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов" (Ярославль, 1884) и "Следы западнокатолического церковного права в памятниках древнего русского права" (Ярославль, 1888). По поводу последнего исследования возникла полемика между Суворовым и Павловым, на статью которого в "Чтениях общества любителей духовного просвещения" (1891, № 11 - 12) первый ответил брошюрой: "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право" (Ярославль, 1892). Монографии по праву православной церкви как в пределах Р., так и вне ее принадлежат Т.В. Барсов? Узнать в Энциклопедическом словаре. Барсов - это...'>Барсову ("Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью", Санкт-Петербург, 1878; А.С. Павлов усмотрел в этой книге "теорию восточного папизма"), Заозерскому ("Церковный суд в первые века христианства", Кострома 1878; "О церковной власти", Сергиев Посад, 1894), Никольскому ("Греческая Кормчая книга Пидалион", Москва, 1888), Курганову (об устройстве церкви королевства греческого), Пальмову (об устройстве церкви болгарской, сербской), Красножену (об Аристине, Зонаре и Вальсамоне) и другим. Т.В. Барсов издал "Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания" (Санкт-Петербург, 1887). В 1880 г. Святейший Синод приступил к изданию "Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи" с 1720 г.; до сих пор вышло 7 томов. По церковно-общественным вопросам наиболее выдаются статьи Т.И. Филиппова ("Сборник", Санкт-Петербург, 1896). Одним из крупнейших русских канонистов должен быть признан покойный архиепископ Виленский Алексий (А.Ф. Лавров ), который одно время был профессором церковного права в Московской духовной академии. Ему принадлежат два анонимных сочинения: "Предполагаемая реформа церковного суда" (выпуски 1 - 2, Санкт-Петербург, 1873) и "Чего желать для нашей церкви" (выпуски I - II, 1882 - 85). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого , клонившегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и другим) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда, в смысл перенесения судебной власти от епархиальных архиереев в выборные пресвитерские суды. Одним из поборников реформы был московский профессор Н.К. Соколов, напечатавший ряд статей о духовном суде в "Православном Обозрении" (1870 - 71).

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):