Skip navigation

Что такое Кистяковский Александр Федорович? Значение kistyakovskii aleksandr fedorovich, биографический словарь

Значение термина «Кистяковский Александр Федорович» в Биографическом словаре. Что такое кистяковский александр федорович? Узнайте, что означает слово kistyakovskii-aleksandr-fedorovich - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Кистяковский Александр Федорович

Кистяковский Александр Федорович – Кистяковский (словаре. Александр - это...'>Александр Федорович, 1833 - 1885) - известный криминалист. Уроженец Черниговской губернии, из духовного звания (дед его был крестьянином); учился в черниговском духовном училище и семинарии; окончил курс на юридическом факультете Киевского университета, со степенью действительного студента. Состоял сначала на службе в межевом департаменте Сената, затем в министерстве народного просвещения; поместил в это время статьи об английском судопроизводстве, по Миттермайеру, в "Журнале Министерства Юстиции" 1860 г. В 1863 г. он выдержал экзамен на кандидата прав; в 1864 г. стал читать лекции в Киевском университете, где с 1870 г. был ординарным профессором. В 1871 - 73 годы посетил университеты Венский, Гейдельбергский, Берлинский, Неаполитанский и Римский, знакомясь с способами преподавания и практических занятий. Области уголовного права и процесса принадлежит большая часть трудов Кистяковского, и притом самых выдающихся. Его направление с наибольшим блеском выразилось в его магистерской диссертации - "Исследование о смертной казни" (1867). "На вопрос, который каждому криминалисту приходится слышать: каково ваше мнение о смертной казни", - писал он в предисловии к этому сочинению, - "я отвечаю: спрашивайте не меня, мнение которого, как всякое одиночное мнение не может иметь силы и значения, а выслушайте более полновесное и имеющее более прав на внимание мнение Народ? Узнать в Словаре Ожегова. Народ - это...'>народов". Верный своему лозунгу, он начертал широкими штрихами развитие вопроса о смертной казни, относясь к нему с научно-позитивной точки зрения и резко протестуя против направления метафизического. Другой крупный труд Кистяковского по уголовному Право? Узнать в Энциклопедическом словаре. Право - это...'>праву - его докторская диссертация: "О пресечении обвиняемых способов уклоняться от следствия и суда" (1869), имеющая значение преимущественно как разработка этого Институт? Узнать в Словаре Ожегова. Институт - это...'>института в истории русского процесса; догматическая часть труда, также ограничивающаяся русским правом, оставляет впечатление незаконченности. Монография Кистяковского по вопросу о молодых преступниках и учреждениях для их исправления составилась из публичных его лекций в пользу рубежовской колонии; здесь собран и освещен значительный материал, представляемый практикой русских учреждений этого рода. В разных повременных изданиях, преимущественно в "Журнале Министерства Юстиции", "Журнале Гражданского и Уголовного Права", "Журнале Министерства Народного Просвещения" и "Сборнике Государственных Знаний", Кистяковский поместил много мелких статей по вопросам уголовного права и судопроизводства. (Перечень их см. в "Библиографическом словаре профессоров и преподавателей университета св. Владимира", изданном по поводу 50-летия университета, он перепечатан в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", 1885, № 2) Основной труд Кистяковского - "Элементарный учебник общего уголовного права", выдержавший при жизни автора два издания (второе - значительно пополненное). Он не закончен, останавливаясь на общей части; но для последней взгляды автора совершенно выяснились. Это программа догматической разработки мирового (общего) уголовного права на почве историко-сравнительной, - программа блестящая, грандиозная, но только программа, оставшаяся в большей части невыполненной, вследствие недостатка необходимого материала и его научной обработки. Кистяковский выступает убежденным проповедником эволюционизма и намечает эпохи развития уголовного права, утверждая, что "не закон созидает уголовное право, а наоборот", что "в создании уголовного закона не остается Место? Узнать в Словаре Ожегова. Место - это...'>места произволу законодателя, которому приходится только закреплять уже народившиеся или вызываемые потребностями быта понятия о правом и неправом, созданные сложившимися или слагающимися Отношение? Узнать в Словаре Ожегова. Отношение - это...'>отношениями". Только немногие учения общей части (например учение о смертной казни) разработаны Кистяковским более или менее радикально; к другим ему оказалось возможным проявить только критическое отношение, а многих учений господствующей доктрины он даже вовсе не мог коснуться. Но и как попытка, труд Кистяковского имеет высокое значение в истории науки уголовного права. Кистяковский не принадлежал к числу умов с готовыми на все ответами; он как бы предпочитал не высказывать своих взглядов, отрицательно относясь к значению личных мнений в науке. "Самые, по-видимому, самостоятельные философские построения, носящие на себе печать индивидуальности писателя-криминалиста" - говорит он в своем "Учебнике", - "в конце концов выражают только то или другое убеждение, живущее в целом народе или в так называемом обществе". Отсюда та высокая важность, которую он придавал моментам историческому и сравнительному; отсюда же и его усилия в интересах разработки обычного права. Ему принадлежит одна из самых первых программ для собирания обычаев по уголовному праву, которая, вместе с программой графа Ефименко , принята в основание географическим обществом при выработке общей программы для собирания юридических обычаев. Значение Кистяковского не ограничивается областью уголовного права. Он занимал видное место в группе южнорусских деятелей, что навлекло на него неприятности по службе. Свои украинские симпатии он проявил, между прочим, участием в журнале "Основа" и изданием обширного сборника "Прав, по которым судится малороссийский народ". По единогласному свидетельству его современников, он пользовался в обществе огромным значением и уважением даже со стороны лиц, не разделявших его мнений; интриги и происки были ему глубоко антипатичны. Он способствовал основанию киевского юридического общества и Рубежовской колонии для малолетних преступников. Убежденный сторонник судебной реформы 1864 г., Кистяковский умер с защитой на устах ее важнейшего института - присяжных заседателей. По свидетельству профессора В.Б. Антоновича , бывшего при кончине Кистяковского, "за час до смерти, в разговоре с одним из друзей, он с большим вниманием расспрашивал о ходе дел в текущей сессии окружного суда. Услыхав характеристику некоторых дел и отношения к ним присяжных, он в последний раз оживился, привстал на постели и громко произнес: я всегда утверждал, что институт присяжных есть святое дело в нашем отечестве! Затем он склонил голову на подушку, и голос его начал более и более ослабевать". Автобиографию Кистяковского, биографический очерк его, составленный графом Науменко , и список его ученых трудов см. в "Киевской Старине", 1895, № 1; эта книга посвящена памяти Кистяковского, по поводу 10-летия со дня смерти. Там же статья И.Я. Фойницкого , "Кистяковский как криминалист", и И.В. Лучицкого , "Труды Кистяковского в области истории и обычного права". См. также статью Фойницкого в "Северном Вестнике" (1895, № 2). И. Фойницкий.

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):