Skip navigation

Что такое Блаватская Елена Петровна? Значение blavatskaya elena petrovna, биографический словарь

Значение термина «Блаватская Елена Петровна» в Биографическом словаре. Что такое блаватская елена петровна? Узнайте, что означает слово blavatskaya-elena-petrovna - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Блаватская Елена Петровна

Блаватская Елена Петровна – Блаватская, словаре'>Елена Петровна, - писательница и путешественница. Родилась в 1831 г., в очень талантливой семье. Ее мать, Е.А. Ган , была выдающаяся романистка, генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей, С.Ю. Витте - двоюродным братом: известна в литературе и ее сестра В.П. Желиховская ; к этой же семье принадлежал романист и путешественник Евг. Марков . Недюжинной натурой была и бабушка Блаватской с материнской стороны, Е.П. Фадеева, рожденная кн. Долгорукова; ничем не выделялся лишь ее отец, артиллерийский офицер Ган. Рано потеряв мать, Блаватская воспитывалась в Саратове и Тифлисе у своего деда и получила весьма поверхностное образование. Некрасивая и взбалмошная девушка 17 лет вышла за эриванского вице-губернатора Блаватского, человека, годившегося ей в отцы, без всякого увлечения, хотя и без принуждения со стороны родных, и через несколько месяцев, оставив мужа, начала скитальческую жизнь. Трудно сказать с уверенностью, где она была и что делала в течение десяти лет. Ее поклонники передают, что с 1848 до 1851 годов она путешествовала по Египту, Греции и Малой Азии и неудачно пыталась проникнуть в Тибет. В 1851 г. Блаватская очутилась в Англии, где имела, по ее словам, таинственное видение, после которого странствовала два года по Южной Америке и Индии, снова неудачно пыталась пробраться в Тибет и через Китай и Японию возвратилась в Америку; затем провела два-три года в разъездах по Северной и Центральной Америке и переехала в Англию, но там прожила недолго, опять путешествовала по Египту и Индии; к этому времени относится ее третья неудачная попытка проникнуть в Тибет. С 1858 по 1863 год Блаватская жила в Одессе и Тифлисе, у своих родных, а в 1864 г. снова пустилась странствовать, проникла, наконец, в Тибет и до 1872 г. разъезжала по Индии и центральной Азии, изредка появляясь то в Италии, то в Египте, то в Греции, то в Одессе, откуда в 1873 г. уехала в Америку. Насколько верны все эти сведения, неизвестно; несомненно только то, что Блаватская побывала во многих и теперь малодоступных европейцу местах. Последний период своей жизни она провела в Америке (1873 - 1878), Индии (1878 - 1891) и Европе (1884 - 1891). Она занялась Литература в Словаре Ожегова'>литературой, стала писать политические и этнографические статьи в газетах, преимущественно нью-йоркских, корреспондировала в русские периодические издания и написала рассказы о своих путешествиях, появившиеся позднее, за подписью Радда-Бай в русской прессе под заглавиями: "Из пещер и дебрей Индостана" и "Племена Голубых гор" (изданы все вместе под первым названием в 1883 г.). В них Блаватская проявила крупный литературный талант. Таинственное прошлое великой страны, грандиозные следы ее своеобразной многовековой цивилизации, храмы, гробницы, современная бытовая и политическая жизнь, - все интересовало писательницу. По силе и энергии перо Блаватской - совершенно мужское, да и вообще в ее натуре мало женственности и мягкости. Блаватская - ярко выраженный тип агитатора и бойца; в этом качестве она сыграла оригинальную историческую роль. Мистическое предрасположение жило в ней с детства, а кипучая неугомонность натуры повела ее не тем обычным путем, по которому шли мистически настроенные души ее поколения и общества, из которого она вышла. Восточные оккультные учения, с которыми она познакомилась близко в своих многолетних скитаниях, странно амальгамировались в ее горячей голове. В начале 70-х годов она явилась ревностной пропагандистской учения, известного под названиями необуддизма, западного буддизма, эзотерического буддизма или, чаще всего, Теософия в Религиозном словаре'>теософии, хотя именно идея Бога всего дальше отстоит от учения, распространительницей которого объявила себя Блаватская. Вл. Соловьев видел в нем приспособление буддизма к потребностям европейской атеистической мысли. Не опираясь ни на высшее откровение, ни на разум, ни на науку, презрительно относясь ко всем этим основам религиозной мысли, но ощущая нужду в точке опоры, Блаватская признает примат некоей "тайной Доктрина в Историческом словаре'>доктрины", доступной немногим, способным подготовиться к восприятию ее продолжительной умственной и практической дисциплиной. Именно в этом и заключается успех "теософии" среди полуобразованной, трусливо мыслящей массы, лишенной душевных сил, которых требует живая вера, и подменивающих ее, в сущности, грубым суеверием; с другой стороны, этот успех объясняется также естественной реакцией некоторой части общества против крайнего и узкого материализма и здоровой инстинктивной потребностью считаться со всей глубиной и сложностью человеческой души и жизни. Из буддизма так называемая "теософия" заимствовала не только основную идею отсутствия Бога личного и вездесущего во всех явлениях мира универсальной божественности, но и некоторые формы религиозного миропонимания, а также мистической практики. Нельзя отрицать некоторого умственного и нравственного воздействия ее на те классы, для которых утратили свое значение официальные религии современности и которые не могут проникнуться научным рационализмом. С 1873 г. Блаватская стала писать свое главное сочинение "Isis Unveiled" ("Изида без покрова"). В 1875 г. открыло свои действия основанное ею "Теософические общество", непрерывно с тех пор существующее и растущее. Официально выставленные в его программе задачи следующие: всемирное братство людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения; взаимная нравственная и материальная поддержка; изучение восточных языков и литератур, которое приближает к научно-религиозному синтезу, выработанному в величайшей колыбели мудрости - в недрах древнего и таинственного Востока; производство изысканий в области еще неизведанных законов природы и психических сил человека, которое должно усложнить и расширить самую психологию человечества, открывая ему возможность новых и новых восприятий. Последняя задача - самая главная. В своих книгах "Isis Unveiled", "The secret doctrine" и "The key to theosophy" Блаватская обнаружила огромную специальную начитанность и полную несистематичность мышления, которую пыталась скрыть туманностью изложения. Чувствуя сама, что этими обширными работами покров с "Изиды" отнюдь не снят, а сделался еще гуще, учредительница общества основывала свой наставнический авторитет на своих непосредственных связях с братством "махатм", бесстрастных, блаженных и всемогущих обладателей высшей мудрости, безотлучно пребывающих где-то в горах Тибета и в своих сношениях с нею беспрепятственно нарушающих законы материальной природы (падающие с потолка письма прямо из Тибета, необъяснимое внезапное появление неизвестно откуда цветов и т. п.). Для убеждения колеблющихся адептов и для успешной вербовки новых Блаватская стала демонстрировать подобные явления. На этой почве разыгрался крупный скандал, вызвавший подробное расследование, результат которого был прискорбен для Блаватской: она была признана английским обществом психических расследований простой обманщицей, морочившей простаков ложными чудесами. Сама она, как рассказывает ее страстная поклонница, ругательски ругала "проклятые феномены, которые делала, чтобы удовлетворить друзей и поучать окружающих". Если авторитет ее, несмотря на этот тяжелый удар, уцелел, то лишь благодаря ее личной обаятельности, объяснявшейся недюжинным умом и искренней верой в дело, которому она посвятила свою жизнь. Блаватская - своеобразная представительница великого идеалистического движения. Странности ее жизненного пути находят себе объяснение в художественной страстности ее натуры, и неправильно было бы видеть в ней только авантюристку. Она сама, по-видимому, плохо отдавая себе отчет в своем значении, по-своему служила добру. Окруженная поклонением и почетом (до сих пор теософы из чувства благоговения даже не называют ее по имени, а зовут "Madame" или "Эч-пи-би" - английские инициалы: Н. Р. Б.), она умерла 8 мая 1891 г.; прах ее был сожжен, а пепел разделен между тремя центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адъяр (близ Мадраса); день ее смерти чествуется под именем "дня белого лотоса". Кроме названных книг, Блаватская много писала в защиту своего учения в основанных ею английских журналах "Theosophist", "Lucifer", французском "Lotus bluе". На русский язык переведена ее книга "Голос безмолвия" (1909), некоторые статьи ("Вопросы теософии", вып. II, СПб., 1910), и переводится "Тайная доктрина". Библиографические и биографические сведения о Блаватской см. в "Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых" С.А. Венгерова в названном выпуске "Вопросы теософии", в "Источн. слов. русских писателей" С.А. Венгерова . К очеркам Всев. Соловьева , "Разоблаченная жрица Изиды" ("Русский Вестник", 1892), и книге В.П. Желиховской, "Е. П. Б. и современный жрец истины" (в ответ Всев. Соловьеву) нужно относиться с крайней осторожностью. Иностранная литература о Блаватской очень велика. Н. Л.

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Блаватская Елена Петровна» в других словарях:

Блаватская Елена Петровна

- Блаватская Елена Петровна (1831, Екатеринославль - 1891, Лондон) - религиозная писательница, основательница теософии. Родилась в с...
Психологический словарь