Skip navigation

Что такое Арсений Мацеевич? Значение arsenii maceevich, биографический словарь

Значение термина «Арсений Мацеевич» в Биографическом словаре. Что такое арсений мацеевич? Узнайте, что означает слово arsenii-maceevich - толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Арсений Мацеевич

Арсений МацеевичАрсений Мацеевич (в миру Александр), последний противник церковной реформы Петра I . Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; родился в 1697 году во Владимире-Волынском, учился в киевской академии. В 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками; по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Православном Собеседнике", 1861 год, т. III). В 1734 - 37 годах А. участвовал в Камчатской экспедиции. В 1737 году был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу , занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Это назначение привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу А. Посвященный в марте 1741 года в сан митрополита сибирского, А. во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство - от вмешательства светского суда. Суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны , был переведен в Ростов, причем получил звание члена Синод? Узнать в Энциклопедии Кольера. Синод - это...'>Синода. Его управление ростовской епархией (1742 - 63) было наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, А. становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Святейшего Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского , "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напечатано у Чистовича , "Феофан Прокопович", стр. 386 - 407), он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны и затем при Петре III и Екатерине II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве. В А. оно видело единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. 9 февраля 1763 года А. совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святые Божии церкви и монастыри", "принимающих данные тем от древних боголюбцев имения". В марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напечатаны в "Чтениях московского общества истории", 1862 год, т. II и III). Синод доложил императрице об А. как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие подданных". Семь дней длился суд над А.: он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в корельский-николаевский монастырь. Но и в ссылке А. не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над А., и делу дан был уже характер политический. В конце 1767 года А. был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и умер 28 февраля 1772 года. Из многочисленных проповедей А. напечатаны "Семь поучений" (Москва, 1742 - 43); остальные, числом 217, хранятся в рукописях в ярославской духовной семинарии. - Ср. В. Иконников , "А. Мацеевич", "Русская Старина" 1879 год, т. XXIV - XXVI); свящ. М. Попов, "А. Мацеевич, митрополит ростовский и ярославский" (СПб., 1905). "Обзор литературы об А." сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 год, № 2 - 4).

Биографический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):