1. Утилитаризм – (от лат. utilitas - польза, выгода) -англ. utilitarianism; нем. utilitarismus. 1. Принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистическому расчету . 2. Этическая теория (И. Вентам, Дж. Милль), в основе к-рой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствия конкуренции. У. определяет источник нравственности не соц.-истор. законами, а природным стремлением человека испытывать наслаждение и избегать страдания. 3. Мировоззренческая и соц.-филос. ориентация в науках о человеке, исходящая из принципа полезности как основополагающего.
2. Утилитаризм – (от лат. utilitas - польза, выгода) - в соц. науках один из вариантов теории полезности. Принципы теории полезности как подхода к рассмотрению явлений и процессов соц. жизни и деятельности индивидов в их взаимном общении как отношений полезности, взаимного использования широко применялись Т. Гоббсом, Дж. Локком, К. Гельвецием, П. Гольбахом. Наиболее полное подчинение всех существующих отношений отношениям полезности, возведение отношения полезности в единственное содержание всех остальных отношений предпринимает в своих работах И. Бентам, считаются основоположником У. Идентифицируя полезность с удовольствием, наслаждением, Бентам полагал, что в основе нравственности должно лежать стремление к "наибольшему счастью наибольшего числа людей" и что в максимизации пользы через установление гармонии индивидуальных и обществ. интересов заключается истинная цель человечества. Пытаясь применить этот подход к экономике, управлению, праву, Бентам в качестве единственного операционального инструмента использовал баланс пользы и страдания. Под заметным влиянием У. находилась ранняя английская социология , особенно Г. Спенсер; принципы У. резко критиковал Э. Дюркгейм; в современной социологии принципы У. широкого применения не нашли. Лит.: Милль Дж. Утилитарианизм. СПб, 1900; Гоббс Т. Левиафан. М., 1936; Bentham J. Deonthology or the sci ence of morality. L., 1834. A.M. Чупрынин.
3. Утилитаризм - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
4. Утилитаризм – (utilitarianism) — философская школа мысли, согласно которой полезность — средство достижения счастья наибольшего числа людей. Термин обычно ассоциируется с Иеремией Бентамом (1748—1832) и Джоном Стюартом Миллем (1806—1873), хотя утверждают, что более ранние философские работы Гоббса, Юма и Локка также являются утилитаристскими. Именно реализация полезности — надлежащая цель в жизни, но ей могут препятствовать эгоистичное предубеждение и невежество. Поведение , увеличивающее счастье и уменьшающее страдание, должно поощряться, а приносящее несчастье — запрещаться. Утилитаризм , следовательно, подразумевает модель социальной деятельности, в которой индивидуумы сознательно преследуют свои личные интересы , а общество - не более, чем масса индивидуумов, сведенных вместе в реализации этих целей. Бентам применял данные принципы к политэкономии, социальной политике и праву. Утилитаризм повлиял на создание многих учреждений 19-го столетия. Часть из них — тюрьмы и приюты — сохраняется и поныне (см. Паноптикум ) . Утилитаристские идеи оказали влияние на Спенсера, а Дюркгейм относился к ним критически, утверждая, что социальный порядок — результат культурных традиций, не сводимых к индивидуальным интересам См. также Справедливость .