1. Самосовершенствование – ( самовоспитание ) - сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. качеств в соответствии со своими представлениями о нравств. идеале . Стремление к С. - закономерное следствие развития самосознания, нравств. формирования человека , осознающего себя как личность . К. Маркс отмечал, что в отличие от животного человек .делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. общества. Однако они, отрывая личность от общества и ориентируя на достижение сверхъестеств. идеала (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мистифицируют процесс нравств. С. Напр., в буддизме С. связано с достижением нирваны, в результате чего якобы достигается слияние с абсолютом, прекращение процесса перевоплощений, избавление от страданий. Христ. учение о С. многое восприняло от филос. взглядов представителей позднего стоицизма . Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает одержать победу над плотью , спасти бессмертную душу. Христ. С. требует неукоснит. соблюдения кодекса нравств. добродетелей христианства ( любовь к богу и ближнему, смирение , долготерпение и т. п.). В католицизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неизменных христ. добродетелей и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обладает достаточными силами для С. Протестантизм , напротив, подчеркивает неспособность человека своими силами стать нравственным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматривает С. как самовоспитание личности, направленное на удовлетворение потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению обществ. целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.
2. Самосовершенствование – начинается в подростковом возрасте , когда настает пора формирования "идеального Я" (Сверх-Я) – осознанного личного идеала , сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – " движение сознания по вертикали" в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя. Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в подростковом возрасте м, как правило , остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имения опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между "социальным" и "духовным" уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества.
3. Самосовершенствование - см. Самовоспитание .