1. Ригоризм – скрупулезная привязанность к правилам и , нормам . Ригоризм кантовской морали связан с принципом, что человек должен действовать только из соображений морального долга , тогда как все другие внешние мотивации ( интерес , счастье , дружба и т.д.) не имеют никакого морального значения. Ригоризм противостоит прагматизму и утилитаризму (для которых ценность действия измеряется его успешностью, результатом). Только ригоризм можно назвать чисто моральной установкой.
2. Ригоризм – (лат. rigor - строгость ) - разновидность формализма в морали; моральный принцип , характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении .определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу , даже вопреки целесообразности, интересам людей и об-ва. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда - перерастает, в моральное ханжество и фарисейство . Сводя мораль к выполнению строгих правил, Р., в сущности, выхолащивает из нравственности ее человеческое содержание . Выполнение ее требований превращается в педантичное исполнение буквы закона . Человек становится рабом ложно понятой принципиальности, слепо следует моральной догме, утратившей свой подлинно нравственный смысл . Коммунистическая нравственность , предъявляя высокие требования к человеку, вместе с тем не ограничивает его самодеятельность и творчество всеобъемлющим сводом правил на все случаи жизни. Она стремится вооружить человека общими моральными принципами, применяя к-рые он сам сможет решать, как нужно правильно поступать в тех или иных обстоятельствах. Иными словами, она предполагает действительно сознательное и свободное выполнение людьми своего долга перед об-вом.
3. Ригоризм – (франц. rigorisme, от лат. rigor - непреклонность, острота, строгость ) - строгое, неуклонное проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы , особенно в моральном отношении. Этический ригоризм Канта принимает безусловно обязательный нравственный закон и требует от нравственного человека , чтобы он при всех обстоятельствах следовал этому закону - из чистого преклонения перед законом, а не из. любви или поклонения, напр. Богу или человеку. Шиллер выступал против кантовского ригоризма.