1. Монизм – (греч. monos - один ) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа , в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму ; 2) признание в рамках этого принципа единого начала , общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней последовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действительность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило , трансформировался в дуализм или плюрализм. Однако в истории философии имело место и обратное движение , что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движение от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Поскольку понятие М. используется преимущественно во втором значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии проблемных философских полей , постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-философском смысле .
2. Монизм – (от греч. monos - один , единственный) — мировоззренч. принцип , признающий основой многообразия явлений мира одно начало (субстанцию). Материалистич. М. таким началом считает материю, идеалистич. М. — дух, идею и пр. Науч., последовательный, материалистич. М. присущ марксистско-ленинской философии, согласно к-рой все существующее — это различные формы движущейся материи, ее виды и свойства. М. противоположен дуализму и плюрализму .
3. Монизм – (от греч. monos - единый) - 1) объяснение всего многообразия сущего одним первоначалом. Примеры : Апейрон (Беспредельное) у Анаксимандра, Единое у Парменида , Cубстанция у Спинозы, Абсолютная Идея у Гегеля, материя в материализме , Брахман в Упанишадах . Монизм ставит на первое место единство мира, но с трудом объясняет его разнообразие . Монизм не следует отождествлять с монотеизмом. 2) Новоевропейские виды религиозно-философского монизма: гилозоизм , имманентизм , пантеистический абсолютистский монизм (Бог - Абсолют , тождественный миру); акосмический монизм (Бог - Абсолют и опора всей реальности как целого, а мир - это одни лишь преходящие явления, в которых нет подлинной реальности); релятивистский монизм (мир принадлежит вечному и неизменному Богу, напр., как Его тело , мир меняется, но его изменения не затрагивают Бога). 3) Оппоненты монизма появлялись во все эпохи и настаивали на том, что всецелая реальность сложна и многопланова и не может быть объяснена исходя из какого-то одного определенного мирового начала (см.: ДУАЛИЗМ ; ПЛЮРАЛИЗМ ). "Монизм есть философский источник рабства человека . Практика монизма есть практика тираническая. Персонализм глубочайшим образом противоположен монизму. Монизм есть господство "общего", отвлеченно-универсального и отрицание личности и свободы" (Н.Бердяев). 4) Монизмом именовало себя антихристианское течение XIX в., связанное с именами А.Древса и др.; оно требовало признания мифологичности фигуры Христа и искоренения дуализма твари и Творца - "полусемитической прививки" в религиозном сознании, ненужной для грядущей монистически-пантеистической "арийской" религии будущего. Подобный монизм вел к вырождению религиозно-философской мысли.
4. Монизм – учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в основном своем качестве однообразна. М, признает лишь одну основную субстанцию: либо материю, либо дух.
5. Монизм - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала , единой основы всего существующего. Противоположность монизма - дуализм , признающий два независимых начала, и плюрализм , исходящий из множественности начал.
6. Монизм – (греч. monos - один ) - 1) тип организации философского знания, определяющийся наличием в нем одного основного принципа , в соответствии с которым осуществляется все содержательное наполнение философской системы; семантически противостоит дуализму и плюрализму ; 2) признание в рамках этого принципа единого начала , общего закона устройства мироздания, определяющего все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия. В отличие от дуализма и плюрализма, М. отличается большей внутренней последовательностью, монолитностью, что в то же время с неизбежностью приводит к большей схематизации реальности. Сложность охватить всю действительность в рамках одного принципа приводит к тому, что исторически возникавший М., как правило , трансформировался в дуализм или плюрализм. Однако, в истории философии имело место и обратное движение , что было вызвано решением имманентных философских проблем той или иной философской системы (движение от Декарта к Спинозе, от Канта к Фихте). Поскольку понятие М. используется преимущественного во втором значении и поскольку современная философия в большинстве своих систем не занимается построением онтологии, т.е. лишена традиционной иерархии проблемных философских полей , постольку понятие М. употребляется сегодня, как правило, в историко-философском смысле . В.Н. Ретунский
7. Монизм – (от греч. monas - единственность ) - учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в осн. своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма , из которых большая часть, конечно, выступает под иными названиями (Христиан Вольф называл монистами прежде всего тех, кто признает только одну осн. субстанцию), напр. монизм неразличимости в основе мира ( философия тождества ); монизм божественной субстанции ( пантеизм , панентеизм ), монизм (все-) жизни ( гилозоизм , панвитализм ); монизм (всеобщего) одушевления: а) объективно - панпсихизм , б) субъективно - психомонизм; монизм сознания ( имманентная философия , феноменализм , экзистенциализм , психологизм , солипсизм , субъективизм ); монизм мышления, или духа ( идеализм , панлогизм , спиритуализм ); монизм материи ( материализм , натурализм ); монизм энергии ( динамизм , энергетизм ); монизм (абстрактных) связей ( формализм , функционализм ). См. также Дуализм , Плюрализм .
8. Монизм – (греч. monos — один , единственный) — философское учение , к-рое принимает за основу всего существующего одно начало . Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее Последовательный? Узнать в Словаре Ожегова. Последовательный - это...'>последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма , исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность М.— дуализм .