Памфлет –
Памфлет (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) -термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающийнебольшое литературное произведение публицистического и чаще всеговызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический илиобщественный строй, в его характерных явлениях или в лице еговыдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире,П. редко касается общего состояния нравов и не пользуетсяхудожественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальныефакты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженнымпрактическим взглядом на политическую жизнь страны. В виду того, что П.рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в немобщедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никакихпредварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетистобращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, нерассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель -общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства.Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целейполитической борьбы, П. чаще всего чужд соображений беспристрастия иумеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войневсе средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля как своейосновной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица,а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолькохарактерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами большеброшюры уже не носит Название? Узнать в Словаре синонимов. Название - это...'>названия П. На незначительные размеры П. указываеттакже его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. Вполитической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; емупосвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующейлитературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известныавторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, поданонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпохуВозрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в рукахгуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточноназвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" ЭразмаРоттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettresprovinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений,как Петрарка, Поджио и Балла в Италии, Вимифелинг. Пиркгеймер, Гуттен,Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развиваетсяособенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт,Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Всяполитическая история Франции находит в себе яркое выражение в богатейшейлитературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения,"Менипповой сатиры", во время лиги, "мазаринад" во время фронды до"короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, КамиллаДемулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классикаполитического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева,Спб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империяи третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber,"Les Pamphlets de Francois I а Louis XIV" (П., 1834). Классическаястрана П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета,долга тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавнаобсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "МолодаяГермания"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти иЛеопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствуетлитература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна исколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитаявести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцыподпольных П. XVIII в. см. в ст. Н. П. Лыжина, "Два П. времен АнныИоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд. Наук", 1858, VII). Ар. Г-д.